Медведи в Красноярском крае выходят из спячки. Следы хищников этой весной уже видели жители Краснотуранского, Манского, Ужурского, Балахтинского, Емельяновского и Большемуртинского районов, также их находили под Дивногорском. Что делать при встрече с хозяином тайги и как бороться с ростом популяции косолапых, «Город Прима» узнал у охотоведа, преподавателя Красноярского аграрного университета Дмитрия Беленюка.
фото: Freepik
Считают по следам
Численность бурого медведя в крае составляет около 30 тысяч особей, однако это лишь приблизительные расчёты, говорит Дмитрий Беленюк.
Медведя учитывают весной, после выхода из берлоги, по его следам. Отпечатки можно увидеть на берегах рек, на дорогах и тропинках. Однако если косолапый там не проходил, то и в учёт он не попадёт. В труднодоступных районах края определить численность хищника практически невозможно — подсчёты ведут на бумаге на основании средних статистических данных.
Когда встреча с хищником опаснее всего
Наиболее опасен медведь весной после выхода из берлоги и в середине лета, когда начинается гон. После спячки косолапые выживают на накопленном осенью жире — за зиму они тратят меньше половины запасов. Все медведи, кроме полярных, всеядны. Они могут питаться растительностью, но коренья, ягоды и мёд для них — это, скорее, лакомство, в первую очередь, медведи — хищники.
Дмитрий Беленюк говорит, что запах потовых желёз человека медведям крайне неприятен, поэтому они всячески стараются избегать ненужных стычек с людьми. Но если разозлить медведя или зайти на его территорию, то хищник не будет раздумывать и нападёт. Кроме этого, очень опасны медведи-шатуны, раненые звери или медведицы, защищающие детёныша.
— Стартовая скорость медведя выше, чем у собаки или лошади. Его основное оружие — массивные лапы и когти. По силе удар хищника сопоставим с наездом автомобиля на большой скорости. Также медведи буквально втаптывают жертву в землю своим весом.
Дмитрий Беленюк, охотовед
Встреча с хищником в лесу или населённом пункте всегда может закончиться трагедией. Эксперты отмечают, что медведи очень любопытны по своей природе и могут подойти близко из интереса. Также хищников привлекает запах еды или домашние животные.
Не следует забывать, что все эти рекомендации являются общими советами и не гарантируют сохранность жизни при нападении медведя. Все зависит от конкретной ситуации, настроя животного и поведения человека.
Что делать с численностью медведей в Красноярском крае
Дмитрий Беленюк подчёркивает, что численность особей в регионе необходимо регулировать, так как на сегодняшний день она в два-три раза превышают норму.
— Медведь находится на вершине пищевой цепочки: за ним не охотится ни один другой хищник. Единственное, что хоть как-то останавливает рост популяции, — каннибализм.
Дмитрий Беленюк, охотовед
Считает ошибкой эксперт и то, что Россия пошла по европейскому пути гуманности и запретила охоту на спящих в берлогах медведей. По словам охотоведа, это плохо не только для регуляции численности хищника, но и для экономики. Именно этот вид промысла был самым популярным — многие туристы специально приезжали в Сибирь для участия в охотничьих турах.
фото: Freepik
С 15 февраля в Красноярском крае стартовал сезон охоты на «солнцепёке» — когда медведи выходят на южную сторону склонов, где нет снега, и добывают себе пищу. В это время убивать животное можно, однако спрос на охоту в это время года небольшой: когти, жир и шкура весеннего медведя ценится куда меньше, чем зимнего.
Краевые власти, по мнению охотоведа, ведут гуманную политику по отношению и к другому хищнику — волку. Их популяция также растёт, от этого страдают и люди, и другие животные, в том числе краснокнижные.
Несмотря на тяжёлую ситуацию с численностью медведей в регионе, Дмитрий Беленюк считает, что наибольшую опасность для людей и животных представляют одичавшие собаки и волкособы, стаи которых более агрессивны, а поведение непредсказуемо.