РУСАЛ разрабатывает экологичный алюминиево-скандиевый сплав для автопрома

Сверхлёгкие колёса позволят снизить расход топлива

Photo by José Pinto on Unsplash

Компания РУСАЛ приступила к разработке нового алюминиево-скандиевого сплава для производства колёсных дисков. Сплав позволит производить сверхлёгкие колёса в премиальном сегменте. Проект имеет важную экологическую составляющую — снижение массы колеса сэкономит топливо и сократит выбросы парниковых газов.

Задача нового проекта — повысить экологичность автокомпонентов и удовлетворить спрос в растущем премиальном сегменте колёсных дисков. Разрабатываемый легированный скандием сплав будет обладать прочностью более 450 мегапаскалей, что позволит получать колёсный диск диаметром 21 дюйм и весом не более 9 кг. Сверхлёгкие колёса обеспечат снижение расхода топлива и сокращение выбросов парниковых газов автотранспортом.

Применяемые на текущий момент для производства дисков самые прочные сплавы 6ХХХ серии (сплавы алюминий-магний-кремний) имеют уровень прочности не выше 370 МПа, что не позволяет производить настолько облегчённые колёса.

Скандий — редкоземельный металл, стоит дороже серебра, цены на мировых рынках в зависимости от спроса и объёмов производства колеблются от одной до нескольких тысяч долларов за килограмм.

Институт лёгких материалов и технологий (ИЛМиТ; собственный научно-исследовательский центр РУСАЛа) прорабатывает несколько опытных комбинаций легирующих элементов с целью определить лучший химический состав. Колёса из будущего сплава должны быть не только прочными, но также иметь хорошее сопротивление усталостным нагрузкам и коррозионную стойкость на уровне сплавов-аналогов. С учётом стоимости добавки скандия содержание этого элемента в конечном сплаве составит не выше 0,08%.

РУСАЛ — лидер мировой алюминиевой отрасли по разработке и внедрению сплавов со скандием. Компания, например, применяет скандий в порошковых сплавах для производства изделий для медицины методом 3D-печати, в инновационных панелях для гражданских судов. В продуктах для автопрома этот металл ранее не использовался.

Снижение веса колеса — одно из основных направлений совершенствования этих автокомпонентов и материалов для их производства. РУСАЛ обеспечивает алюминием десятки производителей традиционных литых и премиальных кованых колёсных дисков. Недавно РУСАЛ начал поставки нового продукта — цилиндрических слитков MaxiDiForge, — который позволяет выпускать ещё более лёгкие и прочные кованые колеса. Перспективный скандийсодержащий сплав обеспечит новое предложение в сверхпремиальном сегменте кастомизированных кованых дисков, а также колёс для авто- и мотоспорта.

Поделиться
Поделиться
Поделиться