Буллинг в школе: почему ребёнка травят и как ему помочь

Буллинг — это долговременное издевательство группой людей над тем, кого они считают слабым или непохожим на остальных. В переводе с английского языка «буллинг» означает «запугивание». Чаще всего с буллингом сталкиваются ещё в учебных заведениях. При этом участником буллинга невольно становится весь коллектив, разница лишь в роли: одни становятся жертвами, кто-то — зачинщиком, другие же просто наблюдают за происходящим.

О причинах буллинга, о том, как выявить травлю в школах и как выстроить общение с агрессорами — «Городу Прима» рассказала директор кризисного центра «Верба» Наталья Пальчик.

Как участвуют в буллинге взрослые

По данным ВЦИОМ за 2021 год, каждый пятый россиянин становился жертвой травли, 16% были свидетелями, а 3% признались, что становились инициаторами или участниками издевательств. В подавляющем большинстве случаев (38%) первый раз с травлей человек сталкивается во время учёбы.

Чаще всего жертвой становятся дети с очень тонкой нервной системой, которые выдают большую эмоциональную реакцию, либо дети с ОВЗ. Сначала они долго терпят издевательства над собой, а потом начинают давать отпор, и учителя, не замечавшие ранее конфликта, ошибочно полагают, что ребёнок не жертва, а агрессор. И только когда специалисты начинают разбираться в чувствах школьника, проводят психологические тренинги, удаётся выявить реальное положение дел.

В Красноярске сотрудники кризисного центра «Верба» создали проект «Антибуллинговая команда». Здесь помогают школьникам, столкнувшимся с травлей.

— В рамках этого проекта у нас есть возможность выходить в школу и работать более комплексно. Если к нам поступает обращение от классного руководителя или родителей, мы договариваемся с администрацией школы, приезжаем и проводим диагностику класса. Сначала разбираемся —буллинг ли это? После диагностики — индивидуальные встречи с детьми и классным руководителем. Если травля подтверждается, то для детей организовываем тренинги и внеклассные уроки, обязательно приглашаем на разговор родителей.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

Причины буллинга:

  • желание проявить агрессию;
  • потребности в лидерстве и самоутверждении, которые принимают неверные формы;
  • условия в классе, когда можно издеваться над другими и за это не накажут;
  • правила игры, которые установил классный руководитель.

— В начальной школе классный руководитель — практически единственный, кто полноправно может управлять детским коллективом. Если учительница на начальном этапе заметит и осудит поступки агрессора, скажет, что «в нашем классе себя так вести нельзя», то остальные дети не подхватят агрессию. Также бывают ситуации, когда учитель не пресекают и не замечают травлю. Тогда у детей появляется ощущение вседозволенности.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

В школе дети очень часто проявляют агрессию, поэтому перед учителями стоит важная цель — донести до детей с начальных классов, что нужно уважать каждого в своём окружении.

Почему с буллингом сложно бороться

—  Очень часто агрессор сам является жертвой. Например, на нашей практике был случай, когда один мальчик ушёл из школы, где его травили, а в новой сработал на опережение. Он сам решил буллить других, чтобы не стать жертвой. Бывают и другие ситуации, когда проблемы из семьи переносятся в школу. Если дома ребёнка бьют, то другой модели взаимодействия он просто не знает. Подросток уверен, если его боятся, значит, уважают.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

По её словам, понять, склонен ли ребёнок к агрессии или нет, можно по взаимоотношениям его родителей и их семейным ценностям.

Зачастую, когда ребёнок выступает агрессором в школе, родители об этом догадываются, но ничего не предпринимают. Они верят, что всё само собой рассосётся. Чтобы убедить взрослых, что их чадо травит другого, специалисты кризисного центра приводят им конкретные факты буллинга с датами, действиями, именами и фамилиями.

Работать с ребёнком-агрессором — это «всегда сложная история». В первую очередь необходимо понять, почему школьник проявляет агрессию. Также важно донести до такого ребёнка, что большинство его друзей, которые вместе с ним травят другого, не разделяют его взглядов, а просто трусят, боясь оказаться следующими.

Обычно детям-агрессорам хочется признания, дружбы и уважения, а добиться этого прямым способом они не могут.

— Когда у родителей есть эмоциональный контакт с детьми и тёплые отношения, то ребёнок не будет применять насилие, чтобы повысить свой статус в коллективе.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

Что делать, если ребёнок столкнулся с буллингом

Если подросток подвергается буллингу, то он может обратиться к родителям, школьному психологу или позвонить в центр «Верба». Но статистика говорит о том, что дети неохотно идут за помощью к взрослым.

— Проводили опрос: к кому бы ты обратился с проблемой травли. К родителям готовы пойти около 10%, а к педагогам — около 3%. Получается, что дети не доверяют, ни родителям, ни педагогам. Это для нас, взрослых, своеобразный вызов, я считаю. Дети не верят, что взрослые могут найти адекватное решение.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

Впрочем, случается, что дети приходят в «Вербу» за помощью сами. И когда специалисты кризисного центра приглашают родителей и рассказывают им о случившемся, те искренне удивляются.

—  Для многих родителей это становится открытием. А есть те, кто уже знают, но не до конца понимают глубину проблемы. Они говорят своим детям: «это школа жизни», «учись, борись, давай сдачи», «значит, ты не мужик» и так далее. А ребёнок уже так натерпелся, что у него просто психологический срыв. Как они себе такую жизнь представляют?! В бесконечной борьбе с людьми, которые тебя окружают и ненавидят. Зачем?

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

Стоит ли переводить ребенка в другую школу

Специалисты «Вербы» уверены, уходить из школы сразу, как только ребёнок пожаловался на новый коллектив, не стоит. Выслушайте и разберитесь в ситуации.

— Не стоит забывать, что в любом коллективе есть момент притирания. Например, класс только сформировался и начинаются притирки. На этом этапе можно говорить «не реагируй», «пройди мимо» или даже «в глаз дай», тоже иногда будет полезно. Но если жертва уже назначена, то дети переходят с лёгких смешков до прямой агрессии, в этом случае — не медлите и вмешивайтесь! Сам ребёнок не справится! Если решить проблему не удаётся, стоит задуматься о смене учебного заведения или даже места жительства. Такие примеры в нашей практике, к сожалению, тоже были.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

Как родителям помочь своему ребёнку

— Самое важное — быть в контакте с ребёнком. Не просто спрашивать, как дела, что получил, когда исправишь оценку. А какие отношения? Кто у тебя друзья? Знаете ли вы друзей своего ребенка? Ходят ли они к вам в гости? Ходит ли он куда-то в гости? Есть ли у них общий интерес? Что ещё помимо школы есть у ребёнка?

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

Важно, чтобы у ребёнка было окружение помимо школы — спортивная команда или творческие кружки. Тогда подросток не будет обращать внимание на обидные слова от одноклассников, потому что у него есть дружеская поддержка за этим кругом. Наталья Пальчик советует родителям давать своим детям возможность попробовать себя в чём-то другом, кроме школы, где он ещё может самореализоваться.

Кроме того, родителям необходимо иметь контакт с классным руководителем, чтобы быть в курсе, а также иметь возможность донести до учителя, что что-то происходит.

изображения freepik.com

Поделиться
Поделиться
Поделиться