«Мама, мне страшно»: чего боятся красноярские подростки

Поговорили о страхах и театре с режиссёром шумового спектакля Дмитрием Мульковым

Красноярский театр юного зрителя представил на фестивале ТЕАТР+ шумовой спектакль «Мама, мне страшно». Актёрами стали подростки, а постановкой занимались куратор программы ТЮЗ+ Ксения Пещик и режиссёр-композитор Дмитрий Мульков.

Что такое шумовой спектакль, чего боятся современные дети и как работают звуки? Эти вопросы «Город Прима» задал режиссёру шумового спектакля Дмитрию Мулькову.

Как пришла идея поставить шумовой спектакль «Мама, мне страшно»?

Моя профессия связана и с режиссурой, и с композиторской практикой. Ранее я уже делал разного рода музыкальные перформансы и шумовые концерты, и мне это нравится. И когда Ксюша Пещик была на моём мастер-классе на фестивале «Территория», где я рассказывал про свои проекты, ей очень понравилось, и она позвала меня в ТЮЗ. Мы с ней обсуждали разные варианты, и она предложила поработать с помощью звуков со страхами. Мне показалось это очень классной идеей. Шумовые эксперименты идеально подходят, чтобы передать ощущения от разных страхов. К тому же раньше в Красноярске такого не было.

Шумовой спектакль — спектакль-концерт, в котором исполнение звуков и шумов — основное действие.

Какой шум в вашем спектакле?

Разный. Бывают же шумы приятные, неприятные, организованные, ритмичные, тягучие, тонизирующие, режущие или погружающие тебя в медитативное состояние. Шум — это очень разная по фактуре музыка, и благодаря тому, что мы играем на разных инструментах, мы создаём звуковые ландшафты. Конечно, нельзя сказать, что какие-то из наших страхов приятны, потому что странно было бы к страху сделать такую музыку. Тем не менее в каких-то наших композициях хочется находиться и даже подзадержаться. Например, у нас есть мелодия для страха одиночества, она медитативная и погружает тебя в меланхолию.

Как набирали участников спектакля?

Ребята присылали в ТЮЗ заявки, в которых рассказывали о своих страхах. Всего было около 45 заявок. Мы пригласили их авторов в театр, и я дал три коротких задания: рассказать о своей любимой песне или композиции, рассказать о своём любимом шуме и отстучать какой-нибудь ритм несколько раз. Мы это сделали, чтобы посмотреть, насколько человек может держать ритм, потому что у нас было несколько заявок с одинаковыми страхами. В итоге отбор прошли 16 детей и подростков в возрасте от 10 до 20 лет.

О каких страхах рассказывали дети?

В нашем спектакле есть страхи, которые свойственны большей части людей. Например, страх смерти. А также необычные истории: у кого-то есть история из детства, после которой ребёнок боится голубей. Однако чаще всего встречались страхи одиночества, высоты и темноты. Также был страх, объединённый одной темой — школа. То есть некоторых пугают экзамены, а кто-то боится толпы одноклассников, которые издеваются. Также многие боятся насекомых и людей.

Были ли дети с боязнью сцены?

Да! Более того, у нас есть две девочки, которые боятся публичных выступлений, и они ведущие нашего концерта. Даже если кто-то из них запнётся или забудет текст, то это будет в тему, потому что это про их личный страх.

Как вы работали с детьми?

Ксюша давала ребятам задание написать небольшие тексты на тему страхов. Так дети собирали материал для спектакля. Потом приехал я, и мы с Ксюшей стали обсуждать, что может войти в спектакль. Также я провёл мастер-класс, рассказал про экспериментальную музыку и про непривычную работу со звуком, а потом несколько дней у нас были тренинги — дети звуками изображали страхи. После этого мы собрали все звуковые ассоциации и композиции и стали приводить всё это в порядок.

А что бы вы написали в своей заявке о страхе?

Страшно не найти общий язык с людьми, с которым ты работаешь. Страшно, что какие-то увлечения, которыми ты хочешь поделиться, не найдут отклика и интереса. Страшно, что люди могут встать и уйти с постановки или мастер-класса, потому что решат, что это неинтересно или неадекватно. Во время репетиций страшно не сформировать ансамбль. И страшно не реализовать задуманное. Когда работаешь в ограниченном количестве времени, как правило, очень многое формируется ближе к финалу. И у меня бывает так, что страшно найти удачное решение в самый последний день.

Как вам было работать с детьми и подростками?

Круто, потому что ребята, как правило, ещё незашоренные, у них нет наслоения стереотипов и вкусовых загонов, которые мешают экспериментировать. Дети и подростки открыты к новом опыту, и они любопытные. Мне вообще кажется, что самое главное качество в человеке — любопытство.

фото: vk.com/club7982431

Поделиться
Поделиться
Поделиться