Очередное обновление проекта КРТ вызвало бурю реакций среди депутатов, активистов, а также горожан, чьи дома попали в зону развития. Пугает охват — по разным оценкам, до 80% территории города. Казалось бы — что плохого в реновации? Но опыт предыдущих лет заставляет усомниться в резонности масштабирования программы. Рассказываем, во что перспективная федеральная задумка превратилась в Красноярске.
фото: «Город Прима». Скоро от старой Николаевки мало что останется
Что такое КРТ?
Например, в столице, где впервые применили механизм, под застройку попали не только жилые территории, но и промзоны. Вторые стали флагманами КРТ в Москве. То есть для возведения новых объектов по большей части действующее жильё ликвидировать не приходилось — рекреационные пространства, технопарки, промышленно-производственные объекты, новые дома появлялись там, где люди ранее не жили.
Столичный опыт решили применить в регионах и начали с городов-миллионников. Так, например, в Казани первой под реновацию попала промышленная зона речного порта. Здесь запланировали построить школы, детские сады, новое жильё, а также реконструировать дороги, благоустроить набережную, а старые корабли отдать под музеи и общепит.
Так, если давать более философское определение, КРТ — это совершенствование и благоустройство территорий. Как говорится: «всё для людей», но так ли это на самом деле.
КРТ в Красноярске. Пример Николаевки
Как всё начиналось
В нашем городе реализация закона о КРТ стартовала с жилой зоны — микрорайона Николаевка. В 2022 году действующий в то время руководитель департамента градостроительства Максим Волков объяснил выбор тем, что в Красноярске нет свободных участков под размещение школ и детских садов, и в этом основная проблема старых застроенных территорий города.
Со старта, когда в Николаевке решили снести порядка двухсот домов, и по сей день, когда проект значительно масштабировался, жители микрорайона воюют с властями, инвесторами, застройщиками.
На бумаге, как водится, выглядело всё красиво: новое жильё, школа на 1 280 учащихся и детский сад на 270 мест, объекты инфраструктуры. На деле же людей, чьи семьи из поколения в поколение передавали друг другу дома, любовно обустроенные огороды и сады, решили лишить родовых гнёзд.
«Нам важно ваше мнение»
Главной проблемой стало то, что мнение жителей никто не учёл. Забегая вперёд, скажем, что это одна из ключевых «погрешностей» КРТ не только в случае с Николаевкой. Закон о комплексном развитии территории подразумевает, что компания, выигравшая тендер на реализацию того или иного проекта, может в любой момент, не спрашивая собственников, просто начать расселение.
При этом, в феврале прошлого года экс-губернатор края Александр Усс на одном из совещаний заявил, что все градостроительные решения, в том числе о плотности и этажности застройки, должны приниматься с учётом мнения не только строителей, депутатов, архитектурной общественности, но и самих жителей.
Прошёл почти год, но проблемы, связанные с КРТ, не решались. Жители микрорайона рассказывали СМИ, как инвесторы уговаривают их отдавать свои дома за смешные деньги. Так, например, одной из семей за дом с верандой, баню, огород и сарай предложили около полутора миллионов рублей. Шокированная супружеская пара задала резонный вопрос: «Что можно купить на эти деньги?». В ответ риэлтор от компании-девелопера порекомендовал гостинку в 14 квадратных метров, а ещё — забыть о попытках подать иск, поскольку суд в результате большую сумму не назначит.
И это только одна история. У многих жителей Николаевки застройщики неоднократно пытались выкупить дома за мизерные суммы — от 1,2 до 2,5 миллионов рублей.
Жизнь в борьбе
На протяжении всего периода реализации КРТ неоднократно выходили в суды, устраивали пикеты, писали обращения по инстанциям. В результате на проблему удалось обратить внимание губернатора Михаила Котюкова.
На портале правительства Красноярского края опубликовали его обращение к застройщикам:
— Прошу вас лично этому проекту уделить пристальное внимание. Интересы жителей должны быть максимально защищены. Застройщик реализует свой коммерческий проект, но социальную ответственность с него никто не снимал.
Прошу вас оказать жителям Николаевки максимальную поддержку в решении их вопросов. Не должно быть примеров, когда человеку дают миллион рублей и отправляют решать свои личные проблемы самостоятельно. В каждом случае вникайте и разбирайтесь лично, помогите юридически, чтобы люди могли получить необходимое жильё.
Это было в августе 2023 года. Изменилось ли что-то? Нет. Уставшие от борьбы, но не желающие опускать руки, люди спустя два месяца записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. Внимание на запись обратил глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он поручил руководителю ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Алексею Ерёмину провести проверку и доложить о её предварительных и окончательных результатах.
Ещё одно обращение к властям николаевцы записали в декабре, за что «удостоились» звания шантажистов от депутата Вячеслава Дюкова. По его словам, местные жители, а также депутаты, которые их поддерживают, представляют опасность для реализации КРТ и грозят программе срывом. В своём заявлении он упомянул Елену Пензину, Илью Зайцева и Алексея Кулеша, которые входят в рабочую группу Законодательного Собрания по КРТ.
Под «гребёнку» этих упущений попали николаевцы. Нешуточные волнения здесь продолжаются до сих пор. Из последнего — 15 июня местные жители с плакатами «Горе Николаевки КРТ — теперь во всём городе», «Не дам депутату снести родную хату» собрались на очередной акции протеста. Участников пикета разогнала полиция.
Перестроим Красноярск
Причиной протеста в июне 2024 года стало решение мэрии Красноярска объявить зоной КРТ почти весь город. Помимо Николаевки потенциальные территории для будущей застройки находятся в микрорайоне Солонцы-2, Военном городке, на антенном поле, улице Шахтёров, Семафорной, Академика Вавилова. Кроме того, в плане указаны даже те районы, строительство которых ещё не завершилось. Это, например: Тихие Зори, Черёмушки, Белые Росы, Мясокомбинат, Солнечный, Зелёная Роща, часть Северного, Покровка и другие.
Обновлённый проект в администрации объяснили «совершенствованием порядка регулирования землепользования и застройки», а также необходимостью «реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц».
Как было упомянуто выше, ранее застройщики не были обязаны обеспечивать социальную инфраструктуру вокруг нововозведённого жилья. Теперь же к ним выдвинули чёткие требования — в перечень работ обязали включать строительство детсадов, школ, спортивных и досуговых центров, учитывая при этом численность населения.
Казалось бы, а что плохого? Наконец-таки обратили внимание на людей. Однако вместе с этим запланировали поднять и коэффициент плотности застройки. С 1,3 показатель увеличится до 1,9. Это значит, что теперь застройщики смогут возвести больше квадратных метров жилья, расширяя занимаемое пространство и наращивая высоту зданий.
фото: admkrsk.ru
Что сказали о проекте
К обсуждению документа предложили присоединиться красноярцам, но сделали это настолько тихо и скромно, что никто не заметил.
Тех, кто всё же успел высказать мнение, в первую очередь заинтересовало, будет ли предоставлено достойное жильё и можно ли быть уверенными в том, что застройщик обеспечит зоны объектами социальной инфраструктуры.
Высказался о планах мэрии и активист Андрей Мужщинский. На своей странице во «ВКонтакте» журналист написал, что новый проект — мина замедленного действия:
— С первого взгляда кажется, мол, ничего страшного. Подумаешь, в правилах землепользования и застройки поменяют цвета на карте. Не будут же прямо сейчас сносить советские панельные девятиэтажки, скажем, в Солнечном или Черёмушках. Да, не будут. Но это мина замедленного действия. Под КРТ попадают не только дома, но и некоторые зелёные зоны, бывшие промзоны, садовые участки, частный сектор, магазины, павильоны, небольшие производства и предприятия.
Об истинной подоплёке формирования нового проекта в своём telegram-канале выдвинул предположение депутат Законодательного Собрания Илья Зайцев:
— Возможно, стала понятна ещё одна причина проведения городом „тайных“ публичных слушаний с планами „накрыть“ 80 процентов Красноярска зоной КРТ. Напомню, что происходит это через изменение правил землепользования и застройки города. И карта с территориями под „комплексную застройку“, видимо, только часть замысла. Выясняется, что у этой идеи может быть ещё одна задача — вновь увеличить интенсивность жилой застройки города.
Депутат отметил, что при внимательном изучении проекта обнаруживается, что коэффициент интенсивности жилой застройки увеличивается не только на земельных участках, по которым заключён договор о КРТ, но и «в отношении земельных участков, где принято решение о комплексном развитии территории». Это значит, что включение зоны в план предполагаемого КРТ даже без договора может дать застройщику возможность уплотнения.
Такая схема, по мнению представителей ЗС, выгодна только мэрии и застройщикам. В связи с чем во время одной из сессий депутаты предложили передать полномочия на выдачу земли под строительство краевым властям, отметив, что «город» принимает бессистемные решения, из-за которых доверия к КРТ нет.
Так или иначе, слушания по утверждению нового проекта продлятся до 26 июня, и пока остаётся ждать их результатов.