Всё о том, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить. Продолжаем нашу традиционную рубрику, где эксперты отвечают на вопросы, которые обычно люди стесняются задавать, чтобы не выглядеть глупо.
В этом выпуске на «10 неудобных вопросов» от читателей «Города Прима» отвечают руководители маркетингового агентства Nado Vchera Алена Савченко и Ярослав Моргунов. Узнаем всё о правилах сильной рекламы, зачем нужен фирменный стиль и кому точно нужен маркетолог.
Как понять, что перед тобой толковый маркетолог? Например, в Красноярске их много?
Все довольно просто: у хорошего маркетолога всегда горят глаза, он готов к вызовам, умеет в событийку, аналитику и коммуникации. Этот человек не говорит о том, что есть что-то невозможное, а обычно берет паузу «на подумать». Толковый маркетолог — это человек-оркестр. В Красноярске таких людей много, и они все разные.
Если вы надеетесь, что придёт маркетолог и скажет: «Надо делать это и это» и всё должно заработать, то поиски будут трудные. Обычно понимание рынка приходит с опытом, а такие ребята стоят очень дорого.
— Намного проще, если вам надо закрыть какие-то event-задачи или аналитику, или, как минимум, найти руки, кто будет заниматься рекламным размещением ваших промокампаний.
Ярослав Моргунов, руководитель маркетингового агентства Nado Vchera
Как не запутаться в понятиях MARKETING\PR\SMM\CRM?
Казалось бы, все эти слова так давно в обиходе, что запутаться в них невозможно. Но мы все чаще сталкиваемся с тем, что клиенты приходят в маркетинговое агентство, и сами не понимают, что им нужно.
Самое сложное — понять, что же такое маркетинг. Существует больше сотни определений.
Пол Мазур, американский финансист: «Маркетинг — это продажа клиенту стандарта жизни».
Боб Зак, американский кинорежиссер: «Маркетинг — это миллион и одна вещь, которые ты делаешь, чтобы помочь продать продукт».
Джек Траут, американский маркетолог, основатель и президент консалтинговой фирмы «Trout&Partners»: «Маркетинг — это кино, в котором главный герой — товар».
Если говорить на понятном языке, то маркетинг — это продвижение продуктов. Главные задачи которого — понять, чего хотят потребители, как удовлетворить их потребности и продать им продукт, чтобы получить прибыль.
Классическое определение PR сформулировал Сэм Блэк: «PR — это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Проще говоря, PR (public relations — «связи с общественностью») — направление, которое управляет всеми внешними коммуникациями компании. Нужно понимать, что это лишь инструмент маркетинга для взаимодействия с аудиторией, который является базой для формирования имиджа бренда и его репутации.
PR — не реклама и не маркетинг. Главное отличие — у рекламы и маркетинга экономические цели, у PR — брендовые, на продажи он влияет лишь косвенно, отслеживать его эффективность деньгами нельзя.
Зачем вам PR: внутренний — для повышения эффективности работы команды (взаимодействие между руководителями и сотрудниками), внешний — работа с целевой аудиторией, конкурентами, партнерами, клиентами и сообществом в целом.
SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных сетях.
Важно понимать, что SMM — это игра в долгую. Соцсети не принесут мгновенный результат, необходимо планомерно и качественно их вести, чтобы получить хорошую конверсию.
Зачем вам SMM: привлечь и удержать аудиторию в социальных сетях, повысить узнаваемость бренда, увеличить продажи товара или услуг, регулярная работа над репутацией.
CRM (Customer Relationship Management) — программа для автоматизации и контроля взаимодействия компании с клиентами. При грамотном внедрении в бизнес CRM приводит к росту продаж и потребительской лояльности.
Зачем вам CRM: для оптимизации бизнес-процессов и комплекса маркетинга, для анализа продаж и маркетинга по ключевым показателям, для отслеживания финансовых потоков.
Правила сильной рекламы?
Главное правило сильной рекламы — нет никаких правил! Хочу акцентировать вас на мыслях, которые уже заложили отцы-основатели рекламного бизнеса.
«Каждый дурак может написать плохую рекламу. Но нужно быть гением, чтобы не трогать хорошую», — Уильям Бернбах.
Простыми словами — не мешайте велосипеду ехать. Если вам перестала нравиться ваша реклама, это не значит, что она перестала работать. Снять с рекламных макетов классный креатив просто потому, что он вам надоел = выстрелить себе в ногу.
«Любители глазеть на красочную рекламу не имеют ничего общего с реальными клиентами», — Лео Бернетт.
— Знакомая ситуация? Приходит директор, злой, как чёрт, вызывает отдел маркетинга и устраивает «прогулку по рее». А всему виной жена друга, которая назвала его рекламу не стильной и не трендовой. И плевать, что целевая аудитория этого товара — это женщины 65+, которой и не должны нравиться тренды.
Ярослав Моргунов, руководитель маркетингового агентства Nado Vchera
Как выбрать свои каналы коммуникаций с аудиторией?
При выборе канала коммуникации нужно учитывать два критерия — ваша цель и аудитория. При этом не забывайте — маркетинговые цели регулярно меняются.
Так, если при запуске вам нужно познакомить аудиторию с брендом, то дальше вас уже будут интересовать продажи, а затем вы станете работать на авторитетность (разбивка условная).
О правильном выборе канала коммуникации можно судить по продажам и положительном отклике целевой аудитории.
— Совет: всегда работайте с несколькими каналами, даже если вы нашли самую эффективную площадку. Опыт последних лет показывает — всегда нужен план «В», а то и «С».
Алёна Савченко, руководитель маркетингового агентства Nado Vchera
Зачем нужен фирменный стиль?
Моя главная боль — часто собственники бизнеса не хотят разрабатывать фирменный стиль. «У нас все хорошо со вкусом, мы что-нибудь сами придумаем», — примерно так отвечают большинство. Только фирменный стиль — это больше, чем красивый шрифт или удачно подобранная картинка. Это лицо вашего бренда, по нему вас выделяют из десятка других компаний, эта ваша коммуникация с потребителем.
Минимальный набор фирменного стиля — корпоративный шрифт, цвет, логотип и правила верстки.
Что дает фирменный стиль бизнесу:
- Формирует уникальный образ бренда/компании и выделяет от конкурентов;
- Помогает идентифицировать бренд /компанию;
- Работает на узнаваемость;
- Эмоционально воздействует на аудиторию;
- Транслирует ценности бренда/компании;
- Экономит время и деньги при создании макетов, мерча и тд.
С какими медиа надо работать?
Работайте с медиа, которые разделяют ваши ценности и чей tone of voice близок к вашему. Усиляйте друг друга событиям и участвуйте в них.
Кто знает, как получится:
— крутое медиа поможет вам стать великими;
— вы поможете набрать медийке аудиторию, а те в долгу не останутся.
Запомните главное — всё должно быть по любви, не через силу.
— В моей практике есть примеры, когда компании обращались к дилетантам за продвижением, и те забывали запросить фирменный стиль, лепили макеты, как могли. Эффекта было два: одни решили, что зашёл новый бренд с таким же названием, вторые — что бренд купили, и сейчас идёт процесс редизайна. И всё это было бы не столь существенно, если бы не сказалось на продажах.
Алёна Савченко, руководитель маркетингового агентства Nado Vchera
Может руководитель компании взять маркетинг на себя?
Может! Ещё как может. Чаще всего новоиспеченный предприниматель — это хороший маркетолог, который начал работать на себя. И таким людям нужны руки, которые будут компетентны выполнять базовые маркетинговые функции. Если руководитель плохо понимает маркетинг, то не жди добра. Вы удивитесь, но даже среди шеф-поваров есть ребята с невероятными задатками гениев по маркетингу.
Как понять, что работаешь со своей аудиторией?
Понимать, кто ваша целевая аудитория = знать, каким должен быть востребованный продукт и как создать эффективные коммуникации.
Чтобы определить свою аудиторию, ответьте на следующие вопросы:
- Для кого ваш продукт;
- Почему ваш продукт необходим потребителю;
- Где ваш продукт можно приобрести;
- Какие способы используются для получения;
- Как о вашем продукте узнает пользователь.
Важно понимать, что портрет целевой аудитории составляется не единожды. Необходимо регулярно изучать свою ЦА, узнавать ее потребности и увлечения, чтобы эффективно работать над продвижением и продажей продукта.
Если у компании всё хорошо, зачем тратиться на маркетинг?
Всё просто — если вы не хотите расти и масштабироваться, то вам не нужен маркетинг. Если для вас слово «прогресс» это синоним слову «тревога», то вам не надо заниматься маркетингом и бизнесом в целом. Маркетинг изучает рынок, стимулирует спрос, пишет стратегию того, где окажется ваша компания через 10 лет.
— Если вы не будете заниматься маркетингом, то руководитель отдела продаж будет каждый месяц бегать по офису за продажниками и выжимать последние капли жизни.
Ярослав Моргунов, руководитель маркетингового агентства Nado Vchera
Как попасть в маркетинговое агентство Nado Vchera?
Если вы хотите стать нашим клиентом — сейчас сложно. У нас в работе уже несколько крупных проектов, хочется рассказать про них, но пока — тссссс.