10 неудобных вопросов режиссёру

Всё о том, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить. Продолжаем нашу традиционную рубрику, где эксперты отвечают на вопросы, которые обычно люди стесняются задавать, чтобы не выглядеть глупо.

Сегодня на 10 неудобных вопросов от читателей «Города Прима» отвечает, режиссёр документального кино Василий Буйлов. Узнаем, почему нельзя стричь бороду, зачем садиться на сценарий и чем отличается игровое кино от документального.

Все режиссёры кричат на площадке?

Если съёмочная площадка очень большая и на ней много людей, то режиссёру нередко приходится громко командовать, чтобы его услышали. Для этого даже используют мегафон или рации. Ещё режиссёр может кричать, если всё выходит из-под контроля, что бывает и в обычной жизни.

Как придумываются фильмы?

Процесс придумывания фильмов не универсален. Если это авторское кино, в котором и режиссёр, и сценарист — один человек, то идея может прийти с неожиданной стороны, например, какое-то место, состояние природы, случайное лицо в толпе. У сценариста может стоять задача — написать драму, комедию или семейный фильм. В любом случае работа над фильмом это всегда накопительный процесс, который перетекает в письменный этап конструирования сценария. Наблюдение, изучение, оценка реализуемости и актуальности материала, выстраивание сюжета, проработка персонажей, редактирование — эти инженерные процессы универсальны.

Что делать, если в первый день съемок на улице испортилась погода?

Если прогноз погоды подразумевал изменения, то, как правило, у съёмочной группы есть запасной план. Если вместо солнца облака, то ставится искусственный свет, имитирующий солнце. Если грянул ливень, то его придётся переждать. Что-то можно снять в помещении, пока на улице непогода или пойти пообедать раньше назначенного времени. Съёмочный процесс — это постоянная адаптация. И погода не самый непредсказуемый фактор на площадке.

Что даёт режиссёрам участие в фестивалях?

Узнавание, прежде всего, в профессиональной среде. Деловые и творческие связи. Обмен опытом. Обратную связь от критиков.

Что снимать сложнее: художественный фильм или документалку?

Для начала нужно определиться с терминологией. В кино есть три вида:

  • Неигровое кино, где реальные люди живут своей жизнью. Такое кино часто называют документальным потому, что оно документирует реальную жизнь.
  • Игровое кино, в котором играют актёры по заранее написанному сценарию.
  • Анимационное кино (мультфильмы), в котором нет ничего реального, весь мир полностью создан на экране.

Эти виды могут объединяться в гибридные формы. Игровое кино может иметь элементы анимации или неигрового кино.

«Художественным» по качеству может быть любое кино — игровое, неигровое (документальное) или анимационное.

Термин «художественное» абсолютно неуместен, его нужно избегать. И ещё — режиссёры документального кино очень обижаются, кстати, когда их фильмы называют «документалками». Лучше просто «док».

С терминологией определились, теперь к вопросу.

Сложнее всего, дороже и дольше делать анимационное кино. Это «высшая каста» кинематографа. Эти люди всевластны, они могут воплотить любую фантазию, они контролируют 100% мира на экране. Но это долго, дорого и вообще магия. Но если ты понимаешь, что делаешь и готов потратить годы, то всё в твоих руках.

Игровое кино делать сложно с точки зрения производства. Нужна хорошая история, сценарий, актёры, съёмочная группа, техника, свет, студия перезаписи звука, много времени и людей. Но если ты понимаешь, что делаешь, у тебя много друзей и единомышленников — всё становится намного реальнее.

Неигровое (документальное) кино может быть более доступным с точки зрения производства. Если у тебя невероятный герой, и ты снимаешь методом наблюдения, то тебе может быть достаточно небольшого набора оборудования и ты сам в качестве оператора. Но если ты снимаешь на дне Байкала, то это совсем непросто и недёшево.

Сложно ли построить здание? Смотря какое и сколько ресурсов у тебя для этого есть. Сможешь ли ты один построить маленький домик за то же время, за которое тысяча человек вооружённые строительной техникой построят многоквартирный дом?
Всё относительно.

Что нужно, чтобы стать режиссёром?

Нужно поступить к нам в Красноярскую школу кино. (Шутка) Это необязательно. Как и в любой профессии, нужно учиться и практиковаться. В кино, помимо профессиональной школы, которая поможет научиться КАК, важна ещё школа жизни, потому что никто и нигде тебя не научит, О ЧЁМ говорить со зрителем. Ремеслу кинорежиссуры можно научиться и без киношколы, как Тарантино, например, изучал ремесло по фильмам, работая в кинопрокате, но узнавать и погружаться в жизнь для режиссёра — основа профессии.

Нужно учиться ремеслу. Неважно, как и где.
Нужно заводить друзей. Желательно в киношколе.
Изучать жизнь. Иметь две-три профессии, например.
Нужно очень хотеть всё это делать.

Как вы относитесь к критике?

Критика полезна. Это обратная связь. Критика и кинокритика — разные вещи.

Если кто-то говорит, что «врач в вашем фильме получился недостаточно реалистичный потому-то и потому-то», то это полезная критика. Если кто-то говорит, что ваш фильм ***** полное. Это не критика, это мнение. Оно тоже важно, но не так полезно.

Кинокритика — это намного интереснее и полезнее. Чаще всего это глубокий разбор всей профессиональной работы участников съёмочного процесса, сравнение с другими фильмами авторов и другими фильмами в принципе. Это очень полезная и важная обратная связь.

В документальном кино снимают несколько дублей с героями или только один?

Зависит от ситуации и метода съёмки. Если герой готов повторить какой-то трюк на камеру или что-то показывает в профессиональном плане, какой-то опыт в химии, например, — это может быть допустимо.

Всё зависит от степени вмешательства режиссёра в реальность, которую он фиксирует. Чем меньше он влияет на героя, тем подлиннее происходящее на экране. Если герой не актёр, он в принципе будет себя глупо чувствовать, если от него потребуют повторить что-то. Для этого есть игровое кино и у него своя магия.

Есть ли у режиссёров приметы?

Приметы — не знаю, не слышал. Есть что-то вроде суеверий. Называть «последнее» «крайним». Киношники верят, что «крайний» — это не «последний». Если будешь говорить «последний фильм», «последняя смена», то у тебя не будет больше ни фильмов, ни смен. Если в деревне с краю стоит дом и хоть раз назвать его последним, то домов больше в деревне не построят.

Суеверия:

  • Если не стричь бороду во время съёмок, то фильм получится.
  • Не класть сценарий на мягкое.
  • Если сценарий упал на пол, нужно сначала сесть на него, а потом поднимать.

Если так не сделать, то будет… я не помню, что будет, если честно. Жесть какая-то видимо.

А если серьёзно, то удача в кино важна, нужна и играет огромную роль в производстве. Видимо оттуда и суеверия происходят, потому что удача — это неконтролируемый и непрогнозируемый ресурс.

Почему документальное кино меньше смотрят, чем сериалы?

В России смотрят меньше, потому что репутация документального кино испорчена нашим бездарнейшим телевидением, которое плодит тонны бездарных «документалок». Если бы по телевизору показали настоящее документальное кино, у большинства людей бы челюсть отвисла от удивления, насколько оно может быть гораздо более «художественным», чем игровое.

Документальное кино производит на человека гораздо большее впечатление, чем игровое. Мои впечатления от некоторых док фильмов остаются для меня самыми сильными впечатлениями от кино.

Поделиться
Поделиться
Поделиться