К моменту, когда вы дочитаете этот текст, юг Красноярского края станет немного ближе. Дело не в тектонических плитах, а в титаническом труде сотрудников КрасЖД, которые прямо сейчас прокладывают новые пути. «Город Прима» отправился в Курагинский район, чтобы посмотреть, как появляется железная дорога.

На юг Красноярского края от Транссиба отходит железная дорога Междуреченск — Тайшет, она же — Южный ход. Её начали строить в конце 1950-х, однако подготовительные работы велись ещё с тридцатых. В 1942 году здесь погибла экспедиция изыскателей под руководством инженера Александра Кошурникова. Именами её участников позднее назовут станции, а сама линия станет известна как «Трасса мужества».

Строительство растянулось почти на десять лет — всё-таки вокруг Саяны, и, чтобы справиться с рельефом, приходилось прорубать тоннели, укладывать рельсы серпантином и возводить мосты. Несмотря на это, дорога всё равно получилась однопутной, то есть поезда ходили поочерёдно то в прямом, то в обратном направлении.

В те времена одного пути хватало, но с развитием торговых отношений с Китаем грузопоток всё увеличивался, и магистраль могла перестать с ним справляться. Чтобы избежать таких проблем, ещё в 2000-х РЖД запустила большой проект по модернизации.

— Длина участка от Междуреченска до Тайшета, где нам необходимо прирастать по грузоперевозкам, почти 1 000 км. Когда мы начинали его реконструкцию, здесь больше 550 км были однопутными. На данный момент построено 265 км новых вторых путей. В этом году планируем построить еще 50 км.

Алексей Туманин, начальник Красноярской железной дороги.

Святой «Чёртов мост»

Самым высоким считается Козинский виадук, под ним 65 метров! По старой традиции его прозвали «Чёртовым мостом», распространённое название для горных переправ. Но, как признался тоннельный мастер КрасЖД Григорий Беседин, железнодорожникам оно не нравилось. Поэтому в 2003 году они пригласили батюшку, и тот освятил мост.

В декабре 2020-го Козинский виадук наконец-то стал двухпутным. Этому предшествовали годы работ: проложили новый тоннель длиной в 751 метров, а параллельный ему, который существовал с открытия дороги, серьёзно реконструировали. И это ещё ничего — у станции Джебь, чтобы спрямить путь, взорвали 300 метровую скалу!

Опоры самого моста укрепили, пролёты заменили новыми, из композитных материалов. Теперь он выдерживает составы весом до 7000 тонн.

Узловая станция

Дальше за виадуком лежит посёлок Кошурниково, который носит имя погибшего ради дороги инженера. Сейчас здесь большая станция, железнодорожный центр, из которого управляют транспортными потоками на пока ещё однопутной магистрали. И это не фигура речи — дежурный на станции буквально руками перенаправляет составы.

Кошурниково тоже ждёт реконструкция. Станция эксплуатируется на пределе возможностей, и, чтобы выдержать увеличивающийся траффик, её практически полностью перестроят.

— Здесь всё будет новым: инженерные сети, 58 светодиодных систем, 12 современных светофоров. Удлиним 10 станционных путей из 12. Уже в сентябре здесь заработает микропроцессорное оборудование, появится цифровая система управления движением поездов. В итоге увеличим мощность станции на 40%.

Ирина Демчук, начальник станции Кошурниково

К слову, Ирине Демчук всего 34 года. Дочь локомотивщика, она выросла на железной дороге и уже 15 лет сама работает на таёжных станциях.

«Ермак» с комфортом

Ходить по обновлённой дороге будут электровозы «Ермак» серии 3ЭС5К. Они предназначены для работы на участках со сложным рельефом в суровом сибирском климате. Локомотивы способны везти составы повышенного веса 7100 тонн. При этом кабины оборудованы климат-контролем и виброустойчивыми креслами, так что вес весом, а даже в таком монстре машинисту будет комфортно.

В 2024 году на Красноярскую железную дорогу поступит 51 такая машина. Все они будут работать на южном ходу Междуреченск — Тайшет.

Бывали во втором Джебском тоннеле?

Неподалёку от Кошурникова решают задачу даже более масштабную, чем удвоение виадука. Это один из самых сложных по рельефу участков, и поезда идут через Джебский тоннель. Точнее, сейчас к его названию добавляют слово «первый», потому что рядом появился второй, длиной в 267 метров. Его построили всего за два года, и в августе 2024-го уже укладывают пути.

Затем железнодорожникам предстоит возвести два моста через реку Джебь. Так к концу следующего года весь перегон Кошурниково — 570 км станет двухпутным.

— Мы сможем снять инфраструктурные ограничения на большом участке от Минусинска до станции Саянской, а это значит, будем готовы перевозить больше грузов по Южному ходу. Кроме того, у нас запланировано строительство Второго Козинского тоннеля протяженностью 1 370 метров на самом сложном перевале Джебь — Щетинкино: там новый тоннель нужен, чтобы достроить оставшиеся 3 км вторых путей.

Иван Борисов, начальник производственно-технического отдела Красноярской дирекции по капитальному строительству.

Так что впереди у КрасЖД ещё много работы — сделать юг Красноярского края ещё ближе и обеспечить регион и страну мощной магистралью.

— Обновление проводится с одной целью: обеспечить потребности экономики регионов Сибири и всей страны в транзите грузов на Восток. Перед железнодорожниками стоят амбициозные задачи: к 2032 году провозная способность Восточного полигона должна вырасти до 270 миллионов тонн.

Алексей Туманин, начальник Красноярской железной дороги.

Логотип Больше актуальных новостей в телеграм-канале «ПРИМА»
Поделиться
Поделиться
Поделиться