По правилам безопасности предельный срок использования пассажирских лифтов составляет 25 лет. Согласно федеральной программе по замене оборудования в регионах — в список входит и Красноярский край — на последнем издыхании в России находятся порядка ста тысяч лифтов. Обновить их нужно до 15 февраля 2025 года. Требуется для этого триста миллиардов рублей и активное участие управляющих компаний. Что ещё — рассказываем в этом материале.
На проверку и замену лифтов у многоквартирных домов со старым оборудованием осталось полгода. Старым считается подъёмник, который был введён в эксплуатацию до 15 февраля 2013 года. Использование лифтов с истёкшим сроком службы без проведения оценки запрещено. Такое оборудование попросту отключат, и людям придётся ходить пешком в ожидании, когда проведут инспекцию, подтвердят износ, проведут торги и непосредственно заменят лифт. Уйти на это может не один месяц.
Плановая проверка
Прежде чем заменить лифт в многоквартирном доме, необходимо предоставить подтверждение, что оборудование износилось и эксплуатации не подлежит. Это обязательное условие — просто на основании данных о том, что лифт работает уже 25 лет, его не заменят.
Обследовать подъёмники и оперативно предоставлять информацию об их неисправностях должны владельцы лифтов. Если этого не происходит, управляющую компанию могут подвергнуть проверке со стороны Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а далее привлечь к ответственности. Причина жёсткого контроля в том, что лифт считается опасным домовым оборудованием, и неполадки в его работе могут подвергнуть опасности здоровье и жизнь людей.
— Важно отметить, что если период эксплуатации составляет 25 лет, это не значит, что лифт проверяют только к моменту окончания срока службы. Ответственные лица должны делать это регулярно, учитывая правила, указанные в технической документации. Всегда нужно помнить о том, что лифтовое оборудование, как и газ, относится к категории опасных, поэтому нужно следить, чтобы в процессе использования не возникало неполадок. Если такие появляются, их надо своевременно устранять.
Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ»
Инспектировать лифтовое оборудование должны только профильные специалисты. Это могут быть привлечённые со стороны компании, а могут — местные лифтёры, которые на постоянной основе обслуживают подъёмники.
В течение эксплуатационного периода, пока он не закончился, управляющие компании при обнаружении неполадок должны провести ремонт: частично заменить механизмы, канаты, устранить потёки масла и прочее.
Суть в том, что таким образом хозяева лифта продлевают ему жизнь. А это выгодно и в экономическом плане — ремонт обходится гораздо дешевле полной замены лифта.
Что касается проверки лифта в конце срока службы, тут за дело должны браться только независимые эксперты. «Заказывать» инспекцию нужно как можно раньше, поскольку специалистам предстоит масштабная работа. Комиссия определяет состояние оборудования лифта, включая устройство безопасности; выявляет дефекты и неисправности, анализирует степень износа и коррозии; контролирует состояние металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, а также направляющих и элементов их крепления. Кроме этого, эксперты проводят испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления. И это ещё не всё — согласно государственному техническому регламенту, в перечне требований по контролю за лифтовым оборудованием 81 пункт.
В результате проверки сведения о проведённом обследовании вносятся в паспорт лифта. После этого оформляется заключение, где указывают условия и возможный срок продления использования лифта, а также рекомендации по его модернизации или полной замене.
Кто платит за замену лифта
По закону лифт считается частью общедомового имущества. Его содержание курирует управляющая компания, которая обязана заключить договор со специализированной организацией. Однако замену подъёмника — кабины, лебёдок, канатов и прочего — проводят в рамках капитального ремонта.
Весной этого года в Госдуме выступили с инициативой продлить срок эксплуатации лифтов на пять лет. Одна из основных причин — нехватка средств на замену. Авторы проекта допустили, что дополнительное время позволит управляющим компаниям отыскать источники финансирования и скопить больше денег в фонде капитального ремонта. А оплачивает обновление оборудования именно ФКР, конечно, если дом не находится на спецсчёте.
Фонд капитального ремонта и специальный счёт
Замена лифтов в домах финансируется двумя способами.
Общий «котёл». Жильцы копят деньги на замену лифта, перечисляя взносы в фонд капремонта. За модернизацию оборудования в фонде отвечают операторы капитального ремонта от местных властей.
Спецсчёт. Под контролем ТСЖ или УК жильцы откладывают деньги на обновление именно своего дома.
— Ситуация с домами, которые находятся на обеспечении спецсчёта, сложнее. Денег на замену оборудования, как правило, не хватает, особенно если нет цели копить именно на обновление подъёмника. Здесь дело в расстановке приоритетов: часто средства со спецсчёта собственники тратят на любые другие виды коммунальных работ по дому.
Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ»
При этом, подчёркивает Роман, нехватка денег не снимает обязанности проверять и менять лифтовое оборудование. Дому в любом случае придётся изыскать средства. Например, можно кредитоваться и нанять подрядчика, а можно добровольно перейти на обеспечение Фонда капитального ремонта.
К слову, при бездействии ответственных лиц дом в любом случае попадёт под управление ФКР. Так сказать, принудительно. И связано это с тем, что согласно государственной программе, именно в этом доме именно в этом году необходимо заменить лифт.
В нашем городе, дополняет Роман, с финансовым состоянием ФКР всё в порядке, и обновление оборудования идёт по плану.
«Лифтовые» облигации
Этим летом Ассоциация «Российское лифтовое объединение» выступила с необычной инициативой, которая позволит ускорить процесс модернизации подъёмников. РЛО предлагает привлечь в отрасль частных инвесторов — профильные подрядные организации. Они будут вкладывать собственные деньги и привлекать банковские кредиты. Таким образом, провести замену можно будет на условиях рассрочки оплаты для собственников жилья.
В рамках программы жители домов, находящихся на спецсчетах, должны будут отправить в Ассоциацию РЛО заявку на участие. Далее за три-пять дней эксперты сделают расчёт всех затрат и примут решение о включении дома в проект. Затем на общем собрании за замену лифтов должно проголосовать большинство собственников дома. Итог — подрядчики начинают работу.
По условиям владельцы специальных счетов должны внести аванс в размере 30% от стоимости лифта. После того, как лифт смонтирован и запущен, ещё 20%. А оставшиеся 50% платят в рассрочку, которую даёт подрядчик.
Кроме того, инициаторы проекта предлагают разрешить собственникам домов инвестировать средства спецсчетов в облигации. Это выгодно для жителей новостроек, где капремонт, включая замену лифтов, потребуется через 15-25 лет.
Проект «лифтовых облигаций» поддержали в Минстрое РФ. И первая проба уже запущена в 28 регионах, в том числе и в Красноярском крае.
Откуда едет лифт
После введения санкций с лифтовым оборудованием в стране ощутили напряжёнку. За последние несколько лет из России ушли сразу несколько производителей, занимавшие пятую долю рынка. Это финский Kone, американский Otis и немецкий TK Elevator.
По данным аналитической компании bnMAP.pro, в 2022 году объёмы поставок сократились на 40% и возник дефицит.
Сегодня часть потребительского запроса обрабатывают отечественные компании.
— В Красноярске при модернизации в основном используют оборудование, изготовленное в Красноярске или, например, на Щербинском лифтостроительном заводе. Но это зависит не от личных предпочтений, ведь заменой подъёмников занимаются компании, выигравшие тендер, и кто подаст заявку, а затем победит, заранее сказать нельзя. Разные лоты — разные участники тендера. Компании выбирают сами, куда им хочется ехать. И конечно, те, что располагаются в отдалении, скорее предпочтут лот с домами в Красноярске, а не в Козульке.
Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ»
Также подъёмники едут в нашу страну из Китая и других азиатских стран, однако проблема даже не в самих лифтах, а в деталях их механизмов. За последние годы ценник на них взлетел в два-три раза.
Кроме того, когда дело касается китайских лифтов, местные специалисты сталкиваются с «трудностями перевода». Техническая документация приходит на русском языке, однако перевод там весьма приблизительный, и разбираться приходится долго.
Так, один из красноярских лифтёров в интервью местному интернет-изданию пожаловался: «Китай предлагает большой выбор комплектующих, но в этом ассортименте сложно разобраться. Иногда на то, чтобы понять, что хотел сказать производитель, требуется много времени. Попробуй догадайся, что такое „летающий напильник“! Но в целом наши электронщики справляются».
Долго ли меняют лифт
Здесь всё просто — зависит от объёма работ. Как поделился с нами Роман Казаков, в его доме два грузовых лифта заменили за месяц. Подъёмники отключали по очереди, чтобы жители испытывали как можно меньше неудобств.
фото: unsplash.com, freepik.com