В России с 1 сентября вступают в силу поправки в закон о такси. Теперь, помимо классического ОСАГО, водителей обяжут покупать полис обязательного страхования ответственности перевозчика — ОСГОП.
Например, если при ДТП пассажир такси получил травму, он может получить до двух миллионов рублей по этой страховке. Готовы ли к такому водители и агрегаторы и как изменятся цены, «Город Прима» узнал у представителей сервисов такси.
Что за новый полис
Возникает вопрос — почему нельзя было сделать «допник» к ОСАГО? По словам юриста, председателя краевого общества защиты прав автовладельцев Станислава Савчука, сейчас обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров действует во всем общественном транспорте, кроме метро и такси. Получить пострадавшие могут до двух миллионов рублей, а по ОСАГО сумма компенсации не может превышать 500 тысяч.
Как рассказали в пресс-службе «Максима», страховщики могут оформить ОСГОП только на водителя, у которого есть официальное разрешение на работу в такси. Внесение в реестр в разы повышает стоимость ОСАГО, а также обязывает перед выходом в рейс проходить ежедневные медицинский и технический осмотры, выписывать себе путевые листы, вести журналы и так далее.
— Продажа полисов ОСГОП для такси ещё не начиналась, механизмов и практики не наработано. Например, в общественном транспорте основанием для выплаты пострадавшему пассажиру по ОСГОП является билет, а в такси нет билетов. Как пострадавший будет доказывать страховой компании, что он был пассажиром? Даже на эти вопросы сейчас ни у кого нет ответа.
Пресс-служба такси «Максим»
Как нововведения отразятся на цене, пока оценить сложно.
Если происходит авария, страховщики возмещают пассажиру ущерб, а затем регрессом требуют деньги с водителя, если у него не пройдены медосмотр и техосмотр. Инфраструктуры для прохождения ежедневных осмотров нет.
— Получается, что водители, потратив деньги на покупку полиса ОСГОП, не только не решат для себя проблему финансовых рисков, но и увеличат их сумму на стоимость полиса. Для самозанятых финансовые риски в случае причинения вреда пассажиру катастрофичны. ОСГОП не просто ещё один страховой полис, который водителю можно пойти и купить за небольшие деньги. К введению ОСГОП 1 сентября объективно не готовы ни таксомоторная, ни страховая отрасли.
Пресс-служба такси «Максим»
Ранее перевозчики предлагали Минтрансу и Минфину отложить вступление закона в силу до 2025 года, но власти инициативу не поддержали.
В «Яндексе» настроены более оптимистично — там не ожидают оттока водителей, поэтому на стоимости поездок нововведения не отразятся.
— Мы стремимся к тому, чтобы всё обязательное страхование было доступно водителю онлайн и покрывало реальное время работы. Недавно таксисты получили возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действительные только в дни выхода на линию, а не на год. Приобрести полис можно прямо в мобильном приложении, которое используется для работы с заказами такси.
Пресс-служба «Яндекс Go»
Также в компании планируют сделать и с ОСГОП — предложения страховых компаний разместят в приложениях для водителей.
Добавим, у обоих агрегаторов на данный момент действуют собственные меры страхования жизни и здоровья пассажиров, которые в случае ДТП могут получить до двух миллионов рублей. При этом распространяются они и на самих водителей.
Никаких иностранцев?
Ещё один фактор, который может повлиять на цены на такси, — это запрет на работу мигрантов. Напомним, с марта 2025 года в Красноярском крае перестанут выдавать иностранцам патенты на работу в такси. Они нужны для заключения трудовых договоров с российскими работодателями.
Возможность работать легально в такси остаётся у граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС), которым не требуется разрешение на работу в России и которые могут зарегистрировать самозанятость. Для них ничего не изменится.
В «Максиме» рассказали, что сейчас агрегаторы сотрудничают исключительно с самозанятыми — своего автопарка и штата у них нет. Зарегистрироваться таким образом мигранты не могут.
А вот частные автопарки потеряют сотрудников, а найти замену быстро не получится.
— Новый закон о такси затруднил вход на рынок для российских граждан. Самозанятым с личными автомобилями предъявляются ровно такие же требования, что и транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое страхование для такси. Для физлиц эти требования неисполнимы и избыточны.
Пресс-служба такси «Максим»
Один из вариантов решения, считают в «Максиме», — разграничить регулирование таксопарков и частных перевозчиков на личных авто, а также упростить правила и требования к самозанятым. Если этого не сделать, многие водители уйдут «в тень» или полностью прекратят работу.
Дополнительные полисы и более строгие требования к безопасности в такси, с одной стороны, дело хорошее. Но вероятнее всего такая забота о клиенте будет оплачиваться из его кошелька, и уже совсем скоро мы увидим это в чеках за комфортную поездку в такси.
фото: unsplash.com