Учитель физики Михаил Скрипкин: «Объясняю предмет на мемах и примерах из жизни»

Финалист всероссийского конкурса педагогов рассказывает, как дела в школе

Когда-то Михаил Скрипкин и не думал становиться учителем. Интересовали его только науки, да и то физика среди них была не на первом месте. В университете он пересмотрел взгляды и пошёл работать в школу. Не зря. Дети его любят, коллеги ценят, а эксперты сферы образования отмечают профессионализм и нестандартный подход к обучению детей — недавно Михаил вышел в финал всероссийского конкурса телепроекта «Классная тема!».

Физика — любовь с детства

Я провёл детство в Богучанах. Там впервые у меня и проявился интерес к физике, как и у большинства мальчишек, наверное. Ради этого предмета я даже перевёлся из одной школы в другую, где физику преподавал замечательный учитель Евгений Иванович Чуев. Он очень интересно объяснял, всегда приводил доходчивые и понятные примеры, рассказывал простыми словами о сложном. Мы постоянно проводили какие-то опыты, Евгений Иванович устраивал демонстрации.

Тем не менее, в школьное время физика мне нравилась не на сто процентов. В старших классах с ней было немного сложно — знать прямо на «пять» не получалось. Больше тянуло меня к информатике и математике, которую, кстати, называют языком физики. В целом эта любовь к точным наукам и привела меня на профильный факультет.

Чётко сформированной позиции, кем я хотел стать, в то время не было. Я просто задал вектор. В Красноярский педагогический университет подал документы на два направления: математика-информатика и физика-информатика. По каким-то причинам оригиналы были на втором, и поскольку информатика присутствовала и там, и там, я решил остаться на этом факультете.

Как я стал учителем

Желание стать учителем появилось, когда нам стали преподавать педагогику, и мы прошли первую практику. Тогда я понял, что мне нравится рассказывать другим о том, что знаю сам, и у меня это вроде неплохо получается.

Учить детей физике я поехал в родные Богучаны. И несмотря на то, что за плечами была педагогическая практика, на первых порах встречаться лицом к лицу с классом оказалось страшновато. Было переживание, что не справлюсь, не смогу объяснить, правильно донести, увлечь.

Казалось, что урок в сорок пять минут — это очень долго. Боялся, что не получится его заполнить. Но постепенно страх исчез, я увидел, что дети идут навстречу, задают какие-то вопросы, и в целом работу организовать можно.

«Бородатая физика»

Понимание, как нужно преподавать физику, пришло с опытом. Конечно, я вспоминал своих педагогов, в чём-то опирался на их методы, но при этом вырабатывал и собственные. Я постоянно работаю над этим, стараюсь, чтобы мои уроки были более-менее интересными. Конечно, было бы идеально, если бы все ребята были увлечены, но я понимаю, что кому-то из школьников больше нравятся другие предметы, и это нормально. Тем не менее, всё же стараюсь проводить занятия так, чтобы охватить всех: провожу больше опытов и демонстраций, устраиваю групповую работу, а ещё иногда мы с детьми ходим смотреть лабораторные в университет. Однажды смотрели, как установка наподобие электромагнитной пушки за счёт электромагнитного поля стреляла гвоздём.

В какой-то момент сорока пяти минут урока перестало хватать. Так появился мой блог «Бородатая физика».

Главная проблема учителя — найти время, чтобы всё успеть.

В блоге я пытаюсь через юмор, через контент, близкий ребятам, мотивировать их, дать дополнительные знания, показать, как физика перекликается с другими дисциплинами. Например, с литературой.

В свободное время пишу стихотворения, и некоторые из них связаны с физическими явлениями. Их я целенаправленно писал для блога. Например:

Социальные сети и видеоформат я выбрал, потому что наши дети всегда онлайн. Они смотрят какие-то новости, переписываются, общаются, играют — проводят много времени.

Снимать и оформлять ролики мне помогает жена, но в планах привлечь ещё и самих учеников, чтобы обучение проходило ещё и в формате интерактива, чтобы ребята тоже могли создавать образовательный контент друг для друга.

Я рад, что мой блог нашёл отклик — школьники ставят лайки, задают дополнительные вопросы; коллеги отмечают интересный способ подачи материала. В подобном формате я представил и урок на телепроекте «Классная тема!»

«Классная тема!»

Заявку в проект и на конкурс я подавал несколько лет подряд, и вот только в третий раз её приняли. Каждый год я совершенствовал «визитку», и, думаю, на этот раз повезло как раз таки из-за формата. Плюс более тщательно я проработал сценарий.

Так упорно я добивался участия, потому что мне в принципе интересны педагогические конкурсы. Это хорошая возможность проявить себя и продемонстрировать свои творческие задумки.

Когда «визитку» приняли, меня пригласили на съёмки полуфинала. Нам с коллегами-физиками из других городов России дали темы — мы не сами их выбирали — по ним нужно было подготовить урок. Мне досталась «Температура», но я не расстроился — этот раздел физики люблю.

По итогам голосования мой ролик набрал больше всего голосов, и я вышел в финал, чему очень рад. Теперь предстоит следующий этап — в декабре в эфире «Классной темы» вместе с другими финалистами буду проводить открытый урок.

Неясно, какую тему дадут, но мне самому больше всего нравится рассказывать о микромире, строении веществ, атомах, молекулах, элементарных частицах.

Что такое физика

Физика — это ещё один способ познания мира, наука о природе и быте, о явлениях, которые нас окружают. Иногда мы их даже не замечаем, а если и замечаем, то не сопоставляем с физикой. Самый простой пример — про излучение и поглощение. Все тела поглощают тепловое излучение, но тёмные поверхности сильнее других. То есть, если в жару мы выйдем в чёрной футболке, нам будет жарче, чем тому, кто выйдет в белой.

Ребятам я стараюсь объяснять предмет вот на таких примерах из жизни. А ещё рассказываю им, что пока они учат физику, у них образуются новые нейронные связи.

Тем не менее, уроки — это не всегда суперинтересно и увлекательно, где-то надо что-то запомнить или выучить для тех же экзаменов. Без скучных моментов не обходится, и я стараюсь донести до ребят и это.

Про экзамены

Когда я заканчивал школу, ЕГЭ только входил в оборот, но сдавать физику тестом мне не нужно было, поэтому трудно сравнить, насколько за эти годы изменился подход к экзамену. Сейчас в выпускных классах тест пишут, но мне кажется, что при поступлении нужно проводить ещё и дополнительные испытания в устном формате. Чтобы абитуриент решал задачу и объяснял ход мыслей.

Дело в том, что задания ЕГЭ всех тем физики не охватывают, и, готовясь к экзамену, ученики могут что-то упускать. Это в дальнейшем отражается на учёбе в вузе. Например, когда я был в Томском политехническом университете, его преподаватели говорили, что ребята сдают ЕГЭ, поступают, а потом у них возникают сложности с изучением физики.

— Физика — это всё-таки наука на понимание. Если ты просто выучишь формулы, то во многих ситуациях не сможешь их применить. А все они демонстрируют закономерности разных явлений. Поэтому, когда нет понимания, не догадаешься, где формулы применить и как использовать тот или иной закон.

Закон отдыха

Свободное время я стараюсь посвящать занятиям спортом, прогулкам на Торгашинский хребет, Столбы, катаюсь на велосипеде. Ещё люблю читать. Сейчас это научпоп по естественным наукам, а раньше больше увлекался художественной литературой. Например, очень люблю «Отверженных» Гюго и «Преступление и наказание» Достоевского.

Кстати, здесь мы тоже везде сталкиваемся с физикой — например, Раскольников, поднимая топор, совершает механическую работу. А в случае удара работает второй закон Ньютона, который говорит о зависимости ускорения топора от его массы и приложенной к нему силы. И если бы сила, приложенная Раскольниковым к топору, была равна нулю, то старуха осталась бы жива.

фото предоставлены Михаилом Скрипкиным

Поделиться
Поделиться
Поделиться