Василий Нелюбин: «Мы сразу погрузим в реальное дело»

Поговорили с директором Института киноиндустрии СФУ о шансах Красноярска стать сибирской киностолицей

Скоро в нашем городе начнут снимать своё — красноярское — игровое профессиональное кино. Именно для этого в Сибирском федеральном университете открыли Институт киноиндустрии. Возглавил его журналист, экс-заместитель губернатора, общественный деятель и герой этого интервью Василий Нелюбин. «Городу Прима» он рассказал о том, что кадры решают всё и как их будут готовить.

Институт начался с «Лихорадки»

Всё началось три года назад, когда в рамках празднования 200-летия Енисейской губернии решили снять 8-серийную историческую драму «Красный Яр». Фильм получился. Высокие рейтинги, трансляция в эфире одного из федеральных каналов, также его купил популярный онлайн-кинотеатр.

Выбрали исторический период, когда Енисейская губерния наиболее активно развивалась — это была середина 19-го века, легендарная «золотая лихорадка». Начали писать сценарий, нашли компанию, которая это снимет. Сразу договорились — в кадр должны попасть самые красивые места края, а в массовых сценах сняться сотни красноярцев. Так и вышло, фильм стал самым ярким событием юбилейного года.

А вот в плане профессионалов в области киноиндустрии мы на тот момент были беспомощны. «Триикс Медиа» привезли из Петербурга 90 своих специалистов, плюс к этому пригнали пять фур оборудования, реквизита, костюмов, поскольку в Красноярске ничего найти не смогли. Или же всё это было очень дорого. Тогда мы поняли, что если и дальше хотим снимать в Красноярске кино, нужно готовить своих специалистов и развивать местную киноиндустрию.

В регионе был принят первый в Сибири закон «О государственной поддержке киноиндустрии в Красноярском крае». Второе дыхание получило «Енисей кино». Если раньше они занимались только кинопрокатом, то теперь помогают кинокомпаниям в организации съёмок на территории региона, предоставляют в аренду оборудование.

Для «Енисей кино» несколько лет назад купили «свет», звукозаписывающую студию, кинокараван (спецтранспорт, в котором перевозят оборудование, костюмы и гримёрную — прим. ред.), бесшумные генераторы, которые нужны для съёмок на природе. Возродилась съёмка кинохроники, начал выходить ежемесячный киножурнал «Енисейский меридиан».

Совместно с Санкт-Петербургским университетом кино и театра за три минувших года мы обучили разным кинопрофессиям около 60 красноярцев. Сегодня они работают в индустрии и, что очень важно, остались в Красноярске, а не уехали в столицу.

В 2022 году председатель ассоциации продюсеров кино России Сергей Михайлович Сельянов предупредил: «Пока у вас в крае кино не будет сниматься хотя бы 100−120 дней в году, вы не сможете сохранить у себя творческую молодёжь. Все уедут в Москву и Питер, ведь в Красноярске у них элементарно не будет достойной работы, а значит, и доходов».

В этом году в Красноярск снова приехала компания «Триикс Медиа», на этот раз снимали 20-серийный фильм «Ронин» — прожили в лесу под Дивногорском почти сто дней. Но теперь в состав их питерской команды вошли всего 15 человек: режиссёр-постановщик, оператор-постановщик, звёздные герои ленты. Всех остальных специалистов набрали в Красноярске. Чувствуете разницу? Прошло всего три года. И ещё — в этом году в крае впервые было более двухсот съёмочных дней. Красноярск стал киностолицей Сибири!

Сегодня наш регион можно считать признанным лидером киноиндустрии в Сибири и на Дальнем Востоке

Москву и Петербург нам, конечно, не переплюнуть — там огромное количество кинокомпаний и людей, вкладывающих в кино солидные деньги. За ними в рейтинге кинорегионов Калининград и Якутия. Много снимают Пермь, Краснодарский край и Нижний Новгород. Но мы однозначно входим в десятку российских регионов, где активно занимаются производством кино.

На этот уровень мы вышли, в том числе, благодаря подготовке профессиональных кадров, теперь столичным кинокомпаниям не надо везти с собой огромную съёмочную группу, тратить колоссальные деньги на авиабилеты, транспорт, гостиницу, питание…

Где кадры были раньше

Сибирский институт искусств готовит хороших актёров, за три года более 90 из них участвовали в съёмках, которые проходили в регионе.

Также обучают звукорежиссёров, но нужно понимать, что это специалисты для театров, концертных залов, массовых мероприятий, звукорежиссёр кино — другая специфика.

Готовят в красноярском институте руководителей кинофотостудий — дают базовые навыки работы с фото- и кинокамерой, но и это не совсем «про кино». Хотя многие выпускники работают сейчас в индустрии.

В регионах до недавнего времени вообще не готовили специалистов для кино, наш край не исключение. Так получилось, потому что полномочия по регулированию кинопроизводства — федеральные. Поэтому и специалистов готовили, и кино снимали в Москве. Некоторую конкуренцию составлял Санкт-Петербург. Сибирь же считалась территорией, где востребованы исключительно металлурги, шахтёры, энергетики, строители, и если у нас в этом веке брались снимать кино, то в основном документальное.

Наша цель — своё кино

Кстати, о документальном кино. В крае его снимают много и вполне успешно. И молодые, и опытные режиссёры ежегодно привозят домой призы ведущих кинофестивалей. Три года подряд Дни красноярского документального кино проходят в Москве в Союзе кинематографистов. Так происходит в том числе и потому, что в регионе больше десяти лет действует грантовая программа «Документальное кино Красноярья» — 10 миллионов рублей ежегодно на конкурсной основе выделяется красноярским режиссёрам.

Важно, что государство поддерживает кино и на федеральном, и на региональном уровне. Несколько дней назад на экспертной сессии в Москве председатель российского правительства Михаил Мишустин ещё раз подчеркнул важность развития регионального кинематографа. Это вытекает и из федерального закона «О креативных индустриях», который вступит в силу весной будущего года.

Сейчас у Красноярска есть все шансы стать одним из центров кинопроизводства на общероссийском уровне

Наша цель — снимать игровое кино своими творческими силами и на своём оборудовании. А для этого нужно подготовить ещё больше кадров: сценаристов, кинооператоров, монтажёров, осветителей… И, конечно, продюсеров, которые смогли бы собрать собственные команды и снять кино. Вот поэтому мы и решили создать Институт киноиндустрии в СФУ.

Почему продюсер — это важно

Фильм сегодня можно снять и «на коленке». Есть яркие примеры подобного кино, которое в итоге имело успех у зрителей в сети, собирая тысячи лайков. Иногда случался и коммерческий успех, когда любительское кино привлекало внимание продюсеров и выходило на федеральный уровень. Так случилось с сериалом томских студентов «Социальные сети».

Недавно ко мне пришли ребята из СФУ. Они решили снять ситком о том, как первокурсники адаптируются в университете. Я почитал сценарий первой серии, вопросов к нему много, но решил — пусть снимают «пилот», как хотят. А потом мы соберёмся, пригласим профессиональных режиссёров, продюсеров, кинооператоров, монтажёров и между собой, непублично разберём пилотную серию. Определим, где проблемы и как их поправить. Если в сериале будет рациональное зерно, я думаю, найдутся коллеги, которые захотят поддержать ребят и помочь им сделать конкурентный профессиональный продукт.

Раньше главным в кино был режиссёр, но сегодня важная роль в индустрии отведена продюсеру — без него потенциально успешный фильм может так и не появиться

Очень часто режиссёрская версия фильма перед выходом в прокат претерпевает серьёзные изменения. И дело не в извечном антагонизме творческой личности и коммерсанта. В идеале режиссёр в своей картине реализует творческие амбиции и фантазии. Но обычно так бывает только в теории.

Именно продюсер ищет истории, которые могут лечь в основу фильма, работает со сценаристом, подбирает режиссёра, с которым ему будет комфортно, кинооператора, художника, актёров, композитора… Продюсеры — творческие люди. Они понимают, как делается успешное кино. При этом они всё-таки безусловные «рабы» маркетинга и бюджета.

Магистерскую программу по специальности «Продюсер кино и телевидения» мы планируем запустить в новом учебном году. Предполагается, обучение будет двухгодичным, итогом станет творческий проект — документальный или игровой короткометражный фильм, участие на заметной позиции в съёмках большого кино.

Мы хотим, чтобы все магистранты были прикреплены к кинокомпаниям — красноярским, сибирским, столичным — и плотно работали с ними на втором году обучения, а может, и раньше. Такой подход мы выбрали, чтобы сразу погрузить учащихся в профессию, в реальное дело.

Единственное — принять на магистерскую программу сможем не всех желающих, а только тех, у кого уже есть высшее образование. Что касается образовательных курсов, программ дополнительного образования, тут путь открыт для всех.

Кого ещё выпустит Институт киноиндустрии

Уже в ноябре начнём набор на курсы сценаристов. Программа рассчитана на девять месяцев. Дипломной работой станет сценарий, на основе которого можно будет снять фильм. По итогу выпускнику выдадут свидетельство Сибирского федерального университета о получении второго высшего образования по специальности «Сценарист».

На курс планируем принять около двадцати человек. Это оптимальное количество. С каждым придётся работать индивидуально. Стоимость обучения и условия приёма объявим в ближайшее время

В дальнейшем мы планируем выпускать специалистов по анимации, кинооператоров, звукорежиссёров, режиссёров монтажа. Реализовать всё и сразу сложно, поскольку есть много тонкостей, связанных с квалификационными требованиями, стандартами высшей школы, подбором преподавателей.

В 2025 году совместно с Союзом кинематографистов РФ рассчитываем запустить Красноярскую школу индустриального кино. Это образовательный проект для людей, желающих снимать кино, но не имеющих такого опыта

Пока могу сказать, что участники этого проекта примут участие в съёмках полнометражного игрового фильма, состоящего из 3-5 киноновелл «из местной жизни».

Главная задача, которую реализует Институт киноиндустрии — погружение в профессию. Если ребята учатся на сценаристов, итогом обучения будет сценарий, который можно показать продюсерам. Если учатся на продюсеров, то по окончании курса наши студенты должны спродюсировать собственный проект.

Да, несложно набрать людей, собрать с них деньги и начать рассказывать о том, какими великими были режиссёры Эйзенштейн и Феллини. Но, получив диплом, выпускник, напичканный исключительно теорией, никогда не сможет устроиться на работу по специальности. Мы же сразу постараемся встроить человека в киноиндустрию, познакомить с людьми, которые профессионально занимаются кино. Поверьте, мой опыт общения с кинознаменитостями говорит о том, что они тоже хотят познакомиться с молодыми талантливыми профессионалами и готовы пригласить их в свою команду.

Где готовиться к Институту киноиндустрии СФУ

Есть у нас в городе достаточно интересное учебное заведение — Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства. В этом году они открыли специальность «Кинопроизводство». Уже сейчас обучают веб-дизайнеров, звукорежиссёров, кинооператоров, режиссёров монтажа.

Сегодня колледж — одно из самых «упакованных» среднеспециальных учебных заведений по подготовке специалистов для кино. Таких в России всего пять. Для ребят, которые хотят начать обучение основам кинопрофессий сразу после школы, это оптимальный вариант. Сюда принимают и после девятого, и после одиннадцатого классов.

Что ждёт красноярскую киноиндустрию

Думаю, если всё будет отлично, краевая власть сохранит, а в идеале — усилит меры государственной поддержки кино в регионе. Надеюсь, что и красноярский бизнес станет активнее заходить в киноиндустрию. Это случится, когда он поймет, что региональное кино сегодня не экзотика и не причуда творческой публики, а реальный, пусть и отчасти рискованный бизнес.

Сам я считаю, что мы ещё в начале пути. Но коллеги из других регионов искренне удивлены нашими темпами развития киноиндустрии и называют это «красноярским феноменом». Что ж, видимо, «…большое видится на расстояньи…». Так или иначе, нам всегда есть куда двигаться, к чему стремиться.

Поделиться
Поделиться
Поделиться