«Посадка задерживается», — слышим мы в аэропорту, смотрим в окно на наш самолёт. Люди в униформе и какой-то агрегат чем-то старательно его обрабатывают. Некоторым, а особенно тем, кто боится летать, в голову закрадываются вопросы: «Что-то не так? Зачем они это делают? А если неисправность? А как мы полетим?». Паниковать не стоит — к каждому полёту каждое воздушное судно нужно подготовить. Это нормально. «Город Прима» узнал у авиаэкспертов, зачем «поливают» самолёты и почему без этого не обойтись.
Зачем обрабатывать самолёт
Глобально — для вашей безопасности. В частности — для защиты самолёта от осадков и льда.
— Противообледенительная обработка — одна из важных процедур при подготовке рейса к вылету в осенне-зимний период для обеспечения безопасной эксплуатации воздушного судна в воздухе.
Специально обученные операторы обливают самолет противообледенительными жидкостями с различными свойствами, удаляя замёрзшие осадки и предотвращая их появление на поверхностях воздушного судна до взлёта.
пресс-служба международного аэропорта «Красноярск»
Есть два типа обработки: деайсинг и антиайсинг.
Деайсинг — обработка непосредственно перед полётом. Проводят её, когда нет осадков. Эта процедура препятствует образованию льда на поверхности воздушного судна.
Антиайсинг — обработка в морозы и при осадках — снеге и дожде. Этот вид «полива» обеспечивает защиту от обледенения даже при самых капризных погодных условиях.
Если самолёт не обработать
Антиайсинг и деайсинг проводятся, чтобы разгон и взлёт были безопасными. Если самолёт не «облить», его фюзеляж и крылья покроются льдом, а это большие риски. Судно будет терять высоту и станет неуправляемым.
Чем опасен лёд на самолёте?
Ледяная корка с большой вероятностью изменит геометрию крыла и значительно уменьшит подъёмную силу самолёта. Вторая причина: увеличится лобовое сопротивление. Третья: лёд может затормозить или полностью заблокировать подвижность деталей, необходимых для скорости и взлёта.
Чем обрабатывают самолёт
Для защиты воздушного судна используют ПОЖ — противообледенительную жидкость.
Всего таких жидкостей четыре вида. Чтобы оперативно отличать их друг от друга, производители придумали лайфхак — окрашивают субстанции в разные цвета.
Так I тип — оранжевая, II тип — прозрачная, III тип — жёлтая, IV тип — зелёная.
Но главная разница, конечно, не в палитре. Каждая жидкость наделена уникальными свойствами и используется в определённых условиях. Кстати, чаще всего при обработке применяют оранжевую и зелёную — I и IV.
Свойства противообледенительных жидкостей
I — липкая жидкость для борьбы со льдом и снегом. Её разогревают до 60-80 градусов и направляют от конца крыла к фюзеляжу, а затем от передней кромки крыла назад. Такая схема придумана неспроста — она сокращает расход.
IV — очень густая субстанция. В её основе пропиленгликоль и этиленгликоль. Зелёная жидкость препятствует налипанию льда при наборе высоты и взлёте. Полностью испаряется с поверхности самолёта, когда он возвышается на 200-300 метров над землей.
II — обладает теми же свойствами, что и жидкость IV, но используют это тип реже — срок годности у него меньше.
III — универсальный вариант. Жёлтая жидкость топит лёд и препятствует появлению нового. Тем не менее, несмотря на оптимальный функционал, используется нечасто, потому что больше подходит для небольших винтовых лайнеров, которые при отрыве от взлётной полосы набирают скорость не более сотни узлов.
Как обрабатывают самолёт
В этом деле сотрудникам аэропорта помогает «слон». Это агрегат с резервуарами, куда заливают разные виды ПОЖ и добавляют к ним горячую воду. Машина умная — она «чувствует» погоду и сама определяет, какую жидкость нужно использовать. «Слон» подбирает ПОЖ и смешивает её с водой в необходимых пропорциях. Дальше — распыляет по поверхности воздушного судна.
Но без людей процесс обработки всё равно не обходится. Контролирует «слона», сидя в его люльке профессиональный оператор в специальном защитном костюме.
На обработку самолёта у «слона» и его оператора уходит порядка семи минут. Это не так много. Для сравнения — ещё пару десятков лет назад, когда о современной технике могли только мечтать, фюзеляж и крылья самолёта очищали от наледи едва ли не вручную. Процесс занимал гораздо больше времени и отнимал гораздо больше сил у специалистов.
Почему нам приходится ждать
Заранее «поливать» самолёт противообледенительной жидкостью или подготовить его сразу к нескольким полётам нельзя. Дело в том, что у ПОЖ краткий период действия. В зависимости от погодных условий — от 9 до 160 минут. После защитные свойства ПОЖ теряются.
Именно по этой причине в аэропорту могут перенести время посадки и задержать вылет. Более того, если возникла внештатная ситуация, возник взлётный затор и самолёт не успел вовремя на рулёжную дорожку, его вернут на стоянку и обработают заново, чтобы ваш полёт был безопасным.
— Чтобы избежать задержек в расписании, авиакомпания закладывает время на обработку во время руления воздушного судна. Исключение — сложные метеоусловия с интенсивным снегопадом, что увеличивает время облива. Для ускорения операции процедуру осуществляют на нескольких машинах одновременно.
пресс-служба международного аэропорта «Красноярск»
К слову, недавно наш аэропорт стал одним из официальных операторов противообледенительной защиты. Представители Росавиации проверили воздушную гавань Красноярска на соответствие требованиям безопасности и качества при выполнении работ с ПОЖ. Инспектировали каждый этап: приём и хранение жидкостей, очистку самолётов от льда и снега, а также проведение противообледенительной защиты. Аэропорт «Красноярск» успешно прошёл проверку и получил подтверждающий государственный сертификат оператора.
фото: vk.com/kja.aero/Ольга Соколова