Екатеринбург, некогда индустриальный город на Урале, сейчас стал настоящим мегаполисом и активно развивает культурные проекты. Он так удобно расположен относительно Красноярска, что можно легко сменить обстановку и на пару дней отправиться туда, чтобы познакомиться с архитектурой и историческими объектами.
Кроме того, Екатеринбург — это один из крупных центров паблик-арта и современного искусства в нашей стране. Здесь находится многофункциональное пространство «Ельцин Центр», которое точно стоит включить в свой маршрут к посещению.
Итак, летим на выходных или каникулах до 23 февраля 2025 года, смотрим в арт-галерее Ельцин Центра экспозицию «Двадцать один длинный, один короткий» (16+), произведения из коллекции Антона Козлова — 70 экспонатов, среди которых фотографии, картины, арт-объекты, инсталляции. Выставка охватывает период от начала 2000-х годов до настоящего времени и представляет кураторский взгляд на коллекцию.
— Произведения, составляющие коллекцию Антона Козлова, объединяет способность авторов находить ту уникальную форму художественного высказывания, которая возможна только здесь и сейчас.
Выбранный нами временной отрезок приблизительно равен дистанции, отделяющей разные поколения. Тем интереснее наблюдать, какие трансформации прошло современное российское искусство за это время.
Галина Шубина, искусствовед, куратор выставки
1) Давид Тер-Оганьян. Из серии «Подозрительные предметы», 2005
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича в 1915 году стал «бомбой», подорвавшей традиционные представления об искусстве. Давид Тер-Оганьян, чья юность прошла в окружении участников радикальной художественной группы «Радек», возвращает авангарду его бунтарскую сущность, предъявляя изображения геометрических фигур как «подозрительный предмет».
2) Михаил Добровольский. «Массовое закидывание камнями у магазина часов», 2023
Наблюдения Михаила Добровольского за сценой массовой драки становятся современной вариацией жанра исторической картины. Подобно мастерам академической живописи, художник снабжает свою работу описанием, в котором поименно перечисляет всех участников «битвы» и указывает точное время и место действия, а чтобы избежать неопределенности открытого финала уточняет, что итогом сражения стала «решительная победа никого».
3) Александр Повзнер. Из серии «Вещи», 2012
Серия «Вещи» Александра Повзнера полностью оправдывает название: эти изящные объекты действительно состоят из самых обыденных предметов. Запуская шарик для пинг-понга и воланчик на проволочную «орбиту», автор демонстрирует силу художественного жеста, в котором убеждённость в красоте окружающего мира в каждом его проявлении оказывается намного важнее выбора материала.
4) Игорь Самолёт. «Мне ничего не хочется и хочется всё» из серии «Я проснулся уже уставший», 2020
Используя привычную для современного человека форму общения — ответы на сториз в соцсетях или сообщения в мессенджерах — Игорь Самолёт создает своего рода «капсулу времени». Повседневные события чьей-то жизни признаются художником таким же важным документом времени, как и свидетельства решающих исторических событий.
5) Алексей Корси. «Серый человек», 2022
Что послужило причиной глубочайшего эмоционального переживания, в состоянии которого застыл «Серый человек»? Художник Алексей Корси моделирует ситуацию, в которой произведение становится лишь поводом для саморефлексии: зрителю самому предстоит искать ответы на возникающие вопросы, опираясь на собственные ощущения, память и опыт.
— Арт-галерея является частью Музея Бориса Ельцина, где экспозиция выстроена вокруг эпохи Ельцина — 90-х годах, важной для осмысления жизни современной России. На выставке «Двадцать один длинный, один короткий» в фокусе внимания современное российское искусство в следующий период — последние 24 года. Этот этап является определяющим и для художественной среды в Екатеринбурге.
Светлана Усольцева, искусствовед, директор арт-галереи Ельцин Центра, куратор выставки
6) Ростан Тавасиев. «Вопросы пейзажа», 2012
Работа Ростана Тавасиева «Вопросы пейзажа» отсылает к практике художника Архипа Куинджи, создававшего знаменитые пейзажи исключительно в мастерской. В своей инсталляции Тавасиев очеловечивает природу, в данном случае — берёзку, и моделирует ситуацию, когда она могла бы прийти к художнику. По задумке Тавасиева, берёзка возлежит на кушетке, копии той, что была у Куинджи в мастерской, и грациозно позирует художнику. На мольберте пока белый холст, но через какое-то время появится шедевр.
7) Группа МишМаш (Миша Лейкин, Маша Сумнина). «Двадцать один длинный, один короткий», 2022
Название выставки «Двадцать один длинный, один короткий» было вдохновлено одноимённой работой этой группы, ключевой для экспозиции. В основе их произведения лежит сюжет всё усложняющейся коммуникации между людьми, актуальный и в 2024 году. На звонки невозможно нажать, но, по мнению художников, потенциал голоса всё равно есть.
8) Ирина Корина. Из серии «Временные явления», 2016.
Графические работы с разными отрезками времени — полвека, пара лет, пять минут — художница Ирина Корина «обрамляет» в объёмные металлические фигурные рамы, придавая им универсальность. Инсталляция вовлекает нас в размышление о временных отрезках и что они значат для каждого.
9) Анна Жёлудь. «Учреждение культуры-2», 2008–2020.
Художница Аня Жёлудь — яркий представитель российского искусства 2010-х годов. Она стала известна благодаря созданию металлических скульптур, напоминающим карандашный набросок на белом листе бумаге. Инсталляция «Учреждение культуры-2» отсылает к образцу типового советского культурно-досугового центра. В нём есть гардероб, рабочее место со столом и стулом, картины на стенах, пианино. А основное для учреждения культуры — люди — полностью отсутствует. Ими становятся посетители выставки.
10) Алина Глазун. «Без названия», 2023 (триптих)
Писатель Владимир Набоков в качестве эпиграфа к роману «Дар» в 1938 году использовал текст, фрагмент которого стал основным для триптиха Алины Глазун. Изначально он появился в 1915 году в «Учебнике русской грамматики для младших классов средних учебных заведений» Петра Смирновского и использовался в качестве упражнения.
Практически спустя 100 лет это остаётся неоспоримым — «Дуб — дерево», «Роза — цветок», «Олень — животное», и в работе Алины Глазун приобретает новые утверждения.
фото: коллекция Антона Козлова