В Керченском проливе в воскресенье, 15 декабря, потерпели крушение два танкера с нефтепродуктами. «Город Прима» собрал всю информацию, известную к этому часу.
Что стало причиной
Судна «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели крушение из-за мощного шторма. Первое село на мель, второе — легло в дрейф. В заложниках оказались 29 моряков: один из них погиб, 11 получили травмы. Их доставили в больницу в Анапе.
Экологическая катастрофа
Известно, что танкеры перевозили 9200 тонн мазута, из которых 3700 тонн попали в воду. Спустя несколько часов стали видны последствия — нефтяные пятна заметили на берегу Чёрного моря от поселка Веселовка в Темрюкском районе и до Витязево в Анапе. Если течение усилится, то нефтепродукты могут дойти до Сочи — главного курорта черноморского побережья.
Чем грозит разлив нефтепродуктов
По словам эколога Вениамина Голубитченко, жертвами катастрофы могут стать птицы. В разговоре с «Кубань-Информ» эксперт отметил, что пернатые прилетели на зимовку на Керченский и Таманский полуострова. Они могут попасть в зону разлива и вымазаться в нефтепродуктах до слипания перьев. В таких условиях взлететь у ослабленных птиц не получится. Кроме того, они травятся мазутом, дыша ядовитыми испарениями. От загрязнения страдают и морские обитатели.
— Плёнка, растекаясь по поверхности, преграждает газообмен между атмосферой и водой. Кислород не проникает в воду, из которой, в свою очередь, не уходит углекислый газ. Если площадь пятна большая, то возникает и большая зона с дефицитом кислорода. Многие морские животные, непривычные к таким перепадам, могут просто погибнуть.
Вениамин Голубитченко, эколог.
Больше всего страдают желудочный тракт и дыхательная система, которые забиваются плотными нефтепродуктами. Густой мазут в холодной воде скатывается в комочки и падает на дно. Затем с другой пищей он попадает в желудок крабов, рыб и моллюсков.
Голубитченко подчеркнул, что крабы, барабули, кефали, осетровые и скаты погибают или накапливают в организме большое количество нефтепродуктов и становятся непригодными в пищу для человека и животных.
Кто борется с катастрофой
В Краснодарском крае создали оперштаб для ликвидации загрязнения. Пятна с берегов убирают 270 человек и полсотни единиц техники. Вязкий мазут собирают лопатами в мешки, а затем увозят на утилизацию.
Кроме того, на место выезжают волонтёры со всей страны, в том числе из Красноярска. В соцсетях появились видео, как птиц вручную отмывают от мазута. По подсчётам экологов, 45 минут уходит на то, чтобы два человека отмыли одну испачканную нефтью птицу.
Как отреагировали силовики
Следователи по Республике Крым и Севастополю возбудили уголовные дела по факту нарушения правил безопасности мореплавания, одно из которых переквалифицировано на статью, предусматривающую ответственность за гибель человека. Председатель СК России Александр Бастрыкин потребовал от руководителя регионального управления Следкома доклад о ходе расследования.
Капитана судна «Волгонефть-212» задержали в больнице. Он уже даёт показания. Сейчас он находится под наблюдением врачей: капитан, как и весь его экипаж, наглотался воды с мазутом и получил обморожение. Впоследствии его планируют доставить в Симферополь на суд.
Первое наказание капитан уже получил: прокуратура оштрафовала его за нарушение правил безопасности судоходства и заход во временно опасный район Черного моря. Сумма штрафа составит от 5 до 10 тысяч рублей.
Росприроднадзор собрал пробы почвы и воды, чтобы оценить нанесённый природе вред.
Есть ли угроза летнему пляжному сезону
По словам руководителя лаборатории взаимодействия океана с водами суши и антропогенных процессов Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Петра Завьялова, отменять летний отдых в Анапе не стоит. В интервью «Кубань-Информ» он рассказал, что экосистема к лету восстановится. Подобный случай произошёл в 2007 году в Керченском проливе. Тогда восстановление прошло значительно быстрее, чем предполагалось.
Было ли такое раньше
Было, и не раз. 29 декабря 1999 года во время сильного шторма в Мраморном море у берегов Турции разломился танкер «Волгонефть-248». Тогда в море попало 800 тонн мазута.
Как уже упоминалось выше, похожее ЧП случилось в Керченском проливе в ноябре 2007 года — во время непогоды потерпело крушение судно «Волгонефть-139», стоявшее на якоре. Из танкера вылилось 1300 тонн мазута. Из них около 870 тонн собрали, остальные нефтепродукты опустились на дно. Ущерб от катастрофы тогда оценили в 6,5 миллиарда рублей.
Последний крупный разлив нефтепродуктов произошёл в мае 2020 года на севере Красноярского края. На одной из ТЭЦ разрушился резервуар с топливом. В тундру и реку Амбарную к северу от Норильска вытекло около 21 000 тонн дизеля. Росприроднадзор оценил ущерб в рекордные 148 миллиардов рублей.
фото: t.me/opershtab23