Отправляясь беседовать с Кириллом, мы искренне полагали, что он арфист-самоучка, который работает медбратом на скорой. Оказалось, всё не так. Музыка для нашего героя — дело семейное.
Мама играет на скрипке, папа — на ударных, оба окончили консерваторию. Маленького сына они отдали в музыкальную школу осваивать фортепиано, хотя его первой и несчастной любовью была арфа, на которой впервые Кириллу удалось сыграть только в тридцать лет. Нам музыкант рассказал, как он шёл к мечте и куда его привела эта извилистая дорожка.
В оркестровой яме
В садик Кирилл не ходил. Вместо этого всё детство он провёл в Театре оперы и балета, где работали его родители. Вместе с детьми артистов и музыкантов наш герой играл за кулисами, общался со знаменитостями, ходил на спектакли и знакомился с музыкальными инструментами.
— Родители играли в оркестровой яме, а я смотрел спектакли. Сейчас в театр ходить не очень люблю — насытился в детстве и выучил, наверное, весь репертуар, но одна постановка осталась для меня любимой. «Щелкунчик». Больше всего мне нравилось, когда звучал «Вальс цветов». Я нашёл его на кассете и заслушивал до дыр. Оказалось, в начале композиции играет арфа — её соло. Вот тогда я и влюбился.
Потом увидел, как выглядит арфа. Такая большая и красивая. Помню, подошёл и попытался дернуть за какую-то струну, но арфистка меня так шуганула, что я испугался и убежал.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи
Вопроса, а идти ли Кириллу в музыкальную школу, не возникало. Интерес у мальчика был. Родители лишь уточнили, на каком инструменте он хочет играть. Не задумываясь наш герой ответил: «На арфе». Но это было невозможно.
Педагога не найти. На весь миллионный город — четыре арфы. Три в театре, одна в филармонии. Покупать свой инструмент было бессмысленно, к тому же очень дорого. Так что шестилетнему мальчику пришлось распрощаться с мечтой и осваивать фортепиано.
Кирилл не расстроился. «Всё было прекрасно и замечательно», — говорит он. Играть на клавишных ему нравилось и удавалось. Восемь лет он учился и успешно выступал на отчётных концертах.
От артиста до юриста
Окончание музыкалки пришлось на старшие классы обычной школы, когда пришло время определяться. Связывать профессию с музыкой Кирилл не стал, а родители, вопреки распространённому стереотипу, не настаивали. Сказали: «Это твоя жизнь, принимай решение сам».
Выбрать будущую специальность было сложно. Кириллу нравилось всё и ничего. Он увлекался астрономией, ходил в кружок, с удовольствием рассматривал в телескоп звёзды и планеты до тех пор, пока дело не дошло до сложностей физики. С этим совладать не удалось. Давались Кириллу языки, но о поступлении на «иняз» он не задумывался. В итоге решил стать юристом. «Почему — не знаю», — сам себе удивляется герой.
— Музыка для меня оставалась любимым хобби. И как раз в старших классах среди инструментов я нашёл новую любовь — орган. Меня восхищало его звучание, хотелось попробовать самому. И тут помогли родители — договорились с Андреем Анатольевичем Бардиным о том, что я могу приходить в Органный зал и играть.
Я взял несколько уроков и получилось настолько хорошо, что мой наставник включил меня в одну из концертных программ. Так что я вышел на сцену с серьёзным номером.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи
А вот с юридического факультета Кирилла отчислили за неуспеваемость. Пытался восстановиться, но потом бросил эти мысли и развёл руками: «Я вообще не знал, кем хочу быть».
Работал курьером, развозил пиццу, потом стал преподавать музыку и английский язык в детском центре, но всё было не то.
— Я решил, что, наверное, не тем по жизни занимаюсь, и надо как-то людям что ли помогать… делать что-то доброе, что-то полезное.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи
И Кирилл пошёл в волонтёры. Вступил в поисковый отряд, где начал строить карьеру спасателя. Работал не за деньги — за идею. Потом возникла потребность выручать тех, кто нуждается именно в экстренной помощи. Так наш герой, не бросая волонтёрской деятельности, стал водителем скорой помощи. Человеком, от которого зависит, насколько быстро медики окажутся у постели больного или на месте происшествия.
Желание творить добро и помогать людям тоже, как выяснилось, пришло из детства.
— Меня всегда привлекала работа пожарных. Как они тушат пламя, рискуют жизнью. В детстве, конечно, впечатляли крутые большие красные машины с мигалками — как они ездят с сиреной по городу, всех расталкивая. Это мне прям очень по приколу было. Я помню, однажды папа меня отвёл в пожарную часть. Я познакомился там со спасателями, а они разрешили посидеть за рулём машины.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи
А на фоне — музыка
Про музыку наш герой всё это время не забывал. Играл, ходил на концерты. Забыл он только про свою первую любовь — арфу. Когда мама напомнила Кириллу, что он когда-то хотел играть на этом инструменте, молодой человек даже смутился: «Я? На арфе? Да на ней одни девчонки играют… И вообще инструмент какой-то непонятный — стоит там в оркестре, что-то булькает».
Первая любовь вернулась к Кириллу, когда он поехал в Москву. Трёхнедельный отпуск он целенаправленно решил посвятить столичным концертам. Там-то и услышал «чистую» арфу, понял, что инструмент может давать не только звуковой фон, но самостоятельную осмысленную мелодию, и решил закрыть детский гештальт.
В Красноярске к этому времени арф больше не прибавилось, да и педагогов не появилось. В Москве же по этой части возможностей оказалась уйма. Кирилл быстро нашёл педагога и стал учиться.
— До 30 лет я за арфу не садился ни разу. Когда пришёл на первый урок, было боязно, но профессиональная арфистка, солистка крупного московского театра Юлия Комарова мне всё доходчиво объяснила. Как правильно сидеть, как ставить руки, какие движения пальцами надо совершать, чтобы получать правильный звук.
Я взял несколько нот, и в этот момент в голове будто переключился тумблер. Я снова по уши влюбился и понял, что одним занятием дело не ограничится.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи
С наставницей Кирилл договорился об онлайн-уроках и в Красноярск возвращался с твёрдым решением — купить свою арфу. Это тоже оказалось непросто. Инструмент редкий и очень дорогой. Самая дешёвая подержанная арфа советского производства стоит порядка 400-500 тысяч рублей, что уж говорить о новой. Цены доходят до полутора миллиона. И речь о российских инструментах.
Кирилл хотел купить арфу с рук, и даже нашёл продавца. Сорвалось — не удалось договориться о цене. Хозяйка предлагала инструмент, в который нужно было дополнительно вкладываться — менять все струны. Полный комплект, а это 47 струн, стоит от 50 до 90 тысяч. Тогда молодой человек решил: «Выгоднее брать новую».
«Моя Мелисса»
Купил. Базовые упражнения, гаммы, простые мелодии, похвала наставника. Уверенность в собственных силах есть, и разочарование не настигло. С первой встречи со своей арфой Кирилл продолжает трогательно и с любовью назвать её «Моя Мелисса», хотя нам, как бы оправдываясь, объясняет: «Это просто серия инструментов так названа».
Сегодня, спустя полтора года за арфой, Кирилл готов сыграть сольный концертный номер для красноярцев. Мечта нашего героя — показать городу, что арфа — полноценный самостоятельный музыкальный инструмент.
— Арфа — редкость. Так мало композиций написано специально для этого инструмента. В основном — одни переложения. Так мало народу знает истинную арфу. Я очень хочу поближе познакомить с ней Красноярск.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи
У Кирилла уже есть задумка — музыкально-просветительская программа. Для начала молодой человек мечтает провести камерное мероприятие человек на 50. В дружеской обстановке сыграть музыку известных композиторов, дополняя исполнение короткими рассказами об арфе.
Но вот беда: куда бы Кирилл ни обращался со своим запросом, в ответ или тишина, или отказ. У муниципальных учреждений «и своих мероприятий хватает», коммерческие площадки интереса не проявляют, молодёжные центры в основном молчат. Только в одном молодому человеку сделали шаг навстречу, но уверенности в том, что мероприятие состоится, у нашего героя по-прежнему нет.
Выступить с арфой на публике удалось лишь однажды, на свадьбе у друга.
— Это искусство ради искусства. Я не гонюсь за славой или деньгами, не планирую зарабатывать игрой на арфе. Я просто хочу, чтобы люди увидели уникальность этого инструмента.
Показать, что арфа может существовать отдельно от оркестра и выдавать своё — потрясающее звучание, которое нельзя сравнить ни с каким другим. Уверен, наши жители с их тонким восприятием смогут прочувствовать и по-настоящему полюбить эти невероятные мелодии.
Кирилл Крыжановский, арфист, волонтёр, водитель скорой помощи