- Бизнес
- Деньги
Как заработать на WB и не прогореть: откровения предпринимателя из Красноярска
Честно о размере комиссий, штрафах и ушлых покупателях
Работа с маркетплейсами — это современный и удобный способ торговли. Не надо арендовать помещение, нанимать продавцов, справляться с кучей документации. Как начать торговать на Wildberries и не прогореть, рассказал красноярский предприниматель «Городу Прима».

Анализировали рынок
Торговать на Wildberries я начал вместе с родителями. Это, можно сказать, семейное дело. Основной товар у нас — карнавальные костюмы. Да, не самый ходовой, но такой выбор был сделан осознанно. Мы анализировали и WB, и Ozon, и пришли к выводу, что в России всего несколько компаний продают праздничные костюмы, а в Красноярске их и вовсе можно по пальцам пересчитать. В розничных магазинах цены на порядок выше. Так мы увидели нишу, которую можно занять, и запустили торговлю.
Наши объявления можно найти не только на Wildberries, но и на Ozon, и «Авито». Для нас это не основной источник дохода. Надо понимать, что товар сезонный: пик приходится на май и декабрь, а в остальные месяцы, особенно летом, продаж может и вовсе не быть. К этому надо быть готовым.
Мы закупаем товар в Киргизии. В первый год родители сами ездили в Бишкек, ходили по рынку, искали качественную продукцию и надёжных поставщиков. Обратно возвращались с огромными кулями упаковок с костюмами. Начинали с трёх-четырёх позиций по пять размеров в каждой. Продались — поехали снова.
Когда увеличились объёмы, стали делать заказы по телефону. По фотографиям выбираем ассортимент, оформляем и ждём доставку. Ехать никуда не нужно, всё оформляется дистанционно, но есть и минус: из-за санкций оплатить посылку бывает трудно — платежи в другую страну принимают всего несколько точек, а платёж может проходить несколько дней.
Маркетплейс маркетплейсу рознь
Сначала мы зашли на Ozon: на тот момент там не надо было платить за вход. Товар решили держать дома, чтобы не переплачивать за хранение. Такая модель называется FBS (Fulfillment by Seller). Когда клиент делает заказ, мы должны за определённый срок (зависит от точки назначения) передать заказ в пункт выдачи. При модели FBO все товары хранятся на складе, и он сам доставляет их покупателю. Вы должны заниматься только продвижением продукции, однако при неверно спланированной поставке можно «попасть» на большую сумму за складское хранение.
При этом с каждой продажи маркетплейсы берут комиссию — её размер варьируется от условий доставки, наличия акций, штрафов и остального. В среднем, это 18-20%. Стоит заранее закладывать все издержки в стоимость товара, чтобы не работать в «минус». С WB ситуация точно такая же. Размер комиссии там выше, но и клиентов приходит в несколько раз больше.

Бывает, что приходят штрафы, — опоздал со сборкой товара, не нажал правильную кнопку в личном кабинете. А есть случаи, когда клиенты оформляют возврат, а платить за него снова приходится поставщику. Работать сложно, но альтернативы нет — так или иначе, с WB поступает большинство заказов, которые не хочется терять.
Потребительский экстремизм везде
У меня даже есть точная цифра: 40 % заказов возвращаются обратно. Люди просто забирают свой костюм, идут на утренник, а затем возвращают товар: якобы не подошёл размер или не понравилось качество. Но почему не осмотреть вещи сразу?
Конечно, есть случаи, когда мы реально не досмотрели, и товар уехал либо бракованный, либо не в полном комплекте, но бывает это редко — обычно причину выдумывают покупатели.
И это ещё не всё: некоторые покупатели намеренно портят костюм: рвут или делают отверстия. Подобная ситуация произошла в декабре.
Несмотря на все минусы, можно подзаработать
Даже при всех поборах на маркетплейсах можно хорошо зарабатывать. За несколько лет стало понятно: всё зависит от времени, которое мы готовы этому уделять. В данный момент мы рассматриваем продажи как возможность дополнительного дохода.
Однако необходимо учесть стартовые вложения: на покупку товара, первые взносы, налоги. Есть риск вложиться на крупную сумму и прогореть. Чтобы такого не случилось, могу дать несколько советов.
① Не стремитесь сразу выходить на крупные маркетплейсы — сначала попробуйте продать товар в городе. Мы начинали с родственников и знакомых, надеясь на эффект «сарафанного радио». Потом походили по детским садам, оставляли визитки и показывали костюмы. Следующим шагом стала платформа «Авито»: выставили пару пробных объявлений, и заказы пошли. Сначала пару костюмов в неделю, потом три в день и больше.
② Не стремитесь забирать прибыль в карман — лучше первое время вкладывать в новый товар, расширяя ассортимент.
③ Ведите таблицу с количеством товара и ценами, электронный учёт. Первое время кажется, что всё можно запомнить, но это не так. Лучше держать под контролем сразу.
④ Учитесь заполнять карточки. Максимальное и подробное описание — один из ключей к хорошей продаже.
⑤ Сделайте хорошие фотографии. Если в первое время вкладываться в фотографа дорого, то картинки можно сделать самим: белый фон и обработка на телефоне.
фото: unplsash.com
Поделиться