- Здоровье
Изменения в системе ОМС
Эксперты-страховщики рассказывают о рисках
Недавно Госдума получила проект поправок к Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании». Основной вопрос — передача полномочий от страховых медицинских организаций территориальным фондам ОМС. По словам экспертов, главная идея в том, что в будущем за доступность и качество медпомощи в поликлиниках и больницах будут отвечать чиновники. Как это работает и чем новый подход обернется для пациентов, выяснил «Город Прима».

Зачем нужна система ОМС
К концу прошлого года количество застрахованных по ОМС россиян достигло 140 миллионов человек. Они получают медицинскую помощь в государственных больницах и поликлиниках. Контролируют и проверяют качество оказываемых услуг страховые компании. Они же заботятся о соблюдении прав пациентов и в любой момент, при первом же обращении готовы встать на их защиту.
Так, по данным Всероссийского союза страховщиков, ежегодно страховые компании ОМС рассматривают более 15 миллионов обращений и заявлений о нарушениях от пациентов. Специалисты проводят до 30 миллионов экспертиз доступности и качества бесплатной медпомощи. Что же касается, территориальных фондов — ТФОМС, они обрабатывают в тысячу раз меньше обращений и в пять тысяч раз меньше экспертиз.
Предлагаемые поправки, по замечанию страхового сообщества, устранят механизм защиты прав граждан со стороны страховых компаний. Как следствие, пациенты могут столкнуться с отсутствием независимой оценки качества оказываемой медпомощи. Эффективный инструмент разрешения конфликтов силами страховщиков будет утерян.
Комментируют эксперты страховой медицинской компании «СОГАЗ-Мед»:
— В любой сложной ситуации, если долго не получается записаться к врачу или просят оплатить медпомощь по ОМС, пациент в первую очередь обращается в свою страховую медицинскую компанию. Именно наши страховые представители стоят на передовой: защищают ваши права, восстанавливают их, помогают получить медпомощь, а также информируют о возможности и порядке ее получения.

«На что жалуетесь?»
Спрос на услуги страховщиков есть. Более того — он растет. Так, например, только в компании «СОГАЗ-Мед» за полгода число обоснованных жалоб от пациентов выросло на 94%.
На первом месте — неудовлетворительное оказание медицинской помощи. На втором — недостоверные сведения в медкартах, на третьем — неприемлемая организация работы медицинских учреждений.
Особенно часто жалобы поступают на качество медицинской помощи по профилю «сердечно-сосудистые заболевания» и сроки проведения КТ и МРТ.

Таким образом, получается, что страховщики имеют реальную возможность повлиять на качество и доступность медпомощи. И плюс это не только с социальной точки зрения, но и с экономической — 85% от суммы выплаченных штрафов страховые компании возвращают в фонд ОМС. Деньги идут на развитие и совершенствование системы, в том числе на приобретение и ремонт медицинского оборудования, повышение квалификации врачей.
Эксперты убеждены, что новый проект требует доработки и, прежде чем его утвердить, следует провести дополнительный анализ возможных последствий для системы обязательного медицинского страхования и соблюдения прав жителей нашей страны.
фото: freepik.com
Поделиться
