Вдоволь насмотревшись на парки и торговые центры Красноярска, специально для вас «Город Прима» переключается на подземные пешеходные переходы. В этой серии обзоров мы расскажем про комфорт, востребованность, чистоту и фишки «подземок». Стартуем с правого берега.

Всего на правобережье Красноярска пять подземных переходов. Четыре из них образуют две пары, ещё один — «сам по себе мальчик». С него и начнем.

место: остановка «Шинный завод», улица Тамбовская

Что страшнее — то ли сам переход, то ли окружающая его обстановка — определиться не удалось. «Подземка» на два выхода напрямую соединяет остановку общественного транспорта по обеим сторонам Тамбовской. Атмосфера тут мрачная. На одном «берегу» выход также ведет к поликлинике, на другом — к точке шиномонтажа и тропинке к ж/д станции «Шинный завод». Вокруг есть рабочие фонари, однако, место практически безлюдное и находиться здесь в темное время суток, особенно когда рабочий день у заводчан окончен, не очень приятно. Пешеходный переход только добавляет жути общей картине.

Вход в переход огорожен металлической конструкцией старого образца — такие редко теперь встретишь. Ограждение добротное, прочное, при этом интересное. На фоне остальных, повсеместно установленных скучных бетонных стен, оно явно выигрывает. Еще одна фишка перехода — плитка в тоннеле. На бетонном полу здесь выложены узоры в виде ромбов. За счет этих элементов в стиле советского модернизма 70-х — 80-х годов переход мог бы стать уникальным примером. Вот только окружающий беспорядок портит впечатление.

Мусор на входе, переполненные урны внутри, а стены и потолок буквально шелушатся штукатуркой. Кажется, что в любой момент на голову проходящему может что-то свалиться с потолка. Который, к тому же, еще и протекает.

Одна из явных причин такого износа очевидна — над подземным переходом проходит едва ли не основная дорожная «артерия» для тяжелых машин. Однако, это, пожалуй, повод для более частого ремонта, а не оправдание беспорядка.

Что касается света, он есть, но очень тусклый, и в зависимости от времени суток не регулируется, как то предусматривает ГОСТ. Частично не соблюдается и еще одно требование ГОСТ: «Светильники для освещения следует защищать специальной конструкцией, предотвращающей акты вандализма».

Этот пункт, к слову, касается не только перехода на Тамбовской, но и других «подземок» правобережья.

Для удобства маломобильных граждан на лестницах установлены пандусы, но тоже с нарушениями. По правилам, перила должны быть по обеим сторонам рельсов, а длина въездной рампы — не менее двух метров. Эти требования не соблюдены. И в переходе на «Шинном заводе», и в двух переходах, о которых мы расскажем далее.

место: остановка «Нефтебаза», переулок Сибирский

место: улица Крайняя

Переходы парные — их разделяет лишь развязка с Октябрьского моста. При взгляде на эти «подземки» складывается ощущение, что один огромный переход разделили на две очень неравные части. Та, что в переулке Сибирский, слишком узкая, та, что на Крайней, слишком широкая.

Плюсы этих тоннелей в их наличии. Основную функцию выполняют — позволяют людям переходить с одной стороны проезжей части на другую без риска оказаться под машиной. В остальном здесь упадок и разрушение.

Проблемы, как и у собрата на Тамбовской — облупившиеся стены и потолок; повсюду мусор, несмотря на наличие контейнеров; пандусы, установленные с нарушениями. Так, например, в переходе на «Нефтебазе» одна из рельсовых полос упирается в стену коляскам не подобраться. Здесь же периодически возникают проблемы со светом. Лампы, конечно, установлены, но горят они не всегда. А вот на Крайней темно всегда, хотя светильники в переходе есть.

Подобным образом дело обстоит с камерами наблюдения. И в одном, и в другом переходе они есть, вопрос в их «рабочести» и контроле за трансляцией. Например, на Крайней один «глаз» смотрит в землю.

Большая беда тоннеля на «Нефтебазе» — ливневки. Они есть, но с обильными осадками не справляются. После сильного дождя воды в переходе — по щиколотку. И эта проблема несет за собой риск для горожан, которым приходится пересекать проезжую часть по верху, где нет светофоров, а движение очень активное.

Приходим к выводу, что и эти переходы требуют обновления.

место: остановка «Улица Матросова»

место: остановка «Агентство «Аэрофлота», улица Матросова

Самые популярные и самые интересные подземные переходы правобережья. Над ними — оживленная проезжая часть с трамвайными путями, рядом жилая застройка, магазины, школы, детские сады. Ежедневно через эти «подземки» проходят тысячи человек.

Вероятно, именно востребованности стоит сказать спасибо за более-менее устойчивый порядок в этих локациях. Переходы периодически обновляют — подкрашивают стены и потолок, зимой стелют антискользящее покрытие. Здесь всегда светло и почти всегда чисто.

Кроме всего прочего, в этих «подземках» есть магазины и даже точки общепита. В переходах можно купить женскую и мужскую одежду, обувь; запастись колбасой, молочными продуктами, кофе, чаем и конфетами. У дедушки в матросской фуражке можно разжиться букинистикой. Он тут каждый день, кроме выходных. В разные дни — не по графику — на выходе из перехода появляется женщина, которая продает чудные шерстяные кофточки и свитерки ручной вязки.

Если же вдруг захотели перекусить — к вашим услугам чебуречные, где жарят еще и пирожки с беляшами.

Общепит — и радость, и боль переходов на Матросова. Плюс — можно подкрепиться жареным, если не страдаете гастритом, минус — мини-кафе разносят невероятно устойчивое жжено-масляное амбре. Пары секунд хватает, чтобы пропитаться им на весь день.

Иногда в переходе встречаются молодые ребята, играющие на гитаре, скрипке или флейте с кепочкой для мелочи у ног. При желании парой монет можете поддержать музыкантов. Играют они красиво.

В целом, для пешеходов переходы на Матросова весьма комфортны, в том числе и для тех, кто передвигается на инвалидном кресле или идет с коляской. Здесь и пандусы есть, и плавный подъем без ступенек.

А поработать здесь стоит, пожалуй, над системой вентиляции.

Важно: если у вас есть нарекания к обеспечению порядка в подземных переходах, обратиться следует в УДИБ — Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства. Именно там отвечают за содержание за содержание «подземок».

Логотип Больше актуальных новостей в телеграм-канале «ПРИМА»
Поделиться
Поделиться
Поделиться