Прошло 15 месяцев с начала активной фазы строительства метротрама в Красноярске — проекта, которого жители города ждали десятилетиями. На местах будущих станций уже разрыты гигантские котлованы, а под землей двигаются многотонные тоннелепроходчики. На сколько продвинулось метро за это время, в материале «Города Прима».

Первая очередь метротрама протянется на 10,8 километра и соединит шесть станций — от улицы Высотной до улицы Шахтёров. Завершение строительства запланировано на 2026 год.

Документы в порядке

В конце августа стало известно, что все проходки красноярского метротрама получили положительное заключение Госэкспертизы. Также специалисты одобрили проект электродепо «Октябрьское», которое построят на Высотной. Сейчас для подготовки территории под строительство ищут подрядчика. На сегодняшний день работы развернуты на всех участках трассы.

Также специалисты утвердили правила технической эксплуатации внеуличного транспорта. В 117-страничном документе прописали требования к состоянию инфраструктуры, подвижного состава, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, путей, остановок и зданий метротрамвая.

Так, расстояние между составами при скорости до 20 км/ч должно быть не менее 60 метров, а при большой скорости — не менее 120 метров. На подъёмах и спусках с уклоном более 4% расстояние должно составлять не менее 200 метров.

Весь персонал в основном должен быть размещён в электродепо на Высотной и в объединённом здании эксплуатационного персонала в Троллейбусном депо № 2. Также помещения оборудуют на станциях «Высотная», «Улица Копылова» и «Вокзальная». На каждой станции будут комнаты для хранения техники, пост полиции, диспетчерский пункт, аппаратная и серверная.

О включении будущей подземки в городскую транспортную сеть задумались в Горсовете. Так, в конце октября депутаты приняли проект программы «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске». Один из пунктов — проектирование новой дорожной сети. Она должна быть разработана для всех видов городского транспорта с учётом строительства линий метротрамвая.

Как идут проходчики

Сейчас красноярскую подземку строят уже пять из шести запланированных комплексов. «Екатерина» и «Соломея» идут от Молокова в сторону улицы Карла Маркса, «Евгения» проходит путь от Высотной до Копылова, «Анастасия» и «Ирина» — от площади Революции до железнодорожного вокзала. На церемонии запуска последней неожиданно побывал режиссёр Фёдор Бондарчук.

В ближайшее время дадут старт последнему ТПМК «Валентина» — машина проложит тоннель от вокзала до Копылова. В сентябре там начали строить демонтажную камеру для тоннелепроходческих комплексов. В будущем она станет частью станции.

Котлован уникален своей круглой формой — обычно такие объекты прямоугольные, как на площади Революции или на Молокова. Ранее такой способ применялся лишь однажды: при строительстве Большой кольцевой линии московского метро.

Недавно стройплощадку на привокзальной площади посетил первый космонавт из Красноярского края Кирилл Песков. Он оставил надпись на памятной табличке, которую разместят на ТПМК «Валентина», названной в честь первой женщины-космонавта — Валентины Терешковой.

Всего же щиты преодолели более пяти километров — четверть от всей общей длины новых тоннелей.

В сентябре во время прямой линии губернатор Михаил Котюков отметил, что в дальнейшем метро могут продлить до спальных районов города, но уже наземным способом. Так, уже в следующем году для этих целей начнут реконструировать улицу Молокова — часть дороги займёт линия легкорельсового транспорта.

А ещё есть притоннельные сооружения

Их строят сразу в нескольких районах города. Притоннельные сооружения обеспечивают комфортные и безопасные условия пассажирам и работникам метро. Без систем вентиляции и водосбора транспортный объект просто не сможет работать.

Всего их шесть:

  • на Высотной, около спортшколы «Рассвет»: горным способом готовят первый ствол диаметром 6 метров с ограждающими конструкциями из чугунных тюбингов;
  • в Николаевке, на ул. Социалистической: продолжаются буровые работы. забетонировано более половины свай длиной 26 метров. Глубина будущего котлована — 17,9 метров;
  • на Декабристов, около Радиосвязи: буровые работы завершили, ограждающие конструкции котлована размером из железобетонных свай полностью сооружены. Специалисты готовятся к разработке грунта;
  • на Шахтёров между Полярной и Юрия Гагарина: буровые работы закончили, ограждающие конструкции из свай установили, котлован практически завершен;
  • вдоль набережной Качи на улице Конституции СССР: буровые работы окончены, ограждающие конструкции из буронабивных свай полностью готовы, разработку грунта котлована частично провели. Продолжаются сопутствующие работы после проходки щитов;
  • около ЦУМа на Карла Маркса: завершается переустройство инженерных сетей. После этого начнётся обустройство ограждений котлована.

Когда придут составы

По плану, в этом году объявят конкурс на приобретение 14 трёхсекционных трамваев двустороннего движения, которые предусмотрены для линии метротрама. Сумма, заложенная в краевой бюджет на покупку подвижного состава, составляет около 2,75 млрд рублей.

Губернатор Михаил Котюков сообщил, что специалисты уже изучают российских производителей и модели, пригодные для эксплуатации на линии. В то же время сроки поставок вагонов стоят на 2027 год, тогда как запуск первой очереди метротрамвая планируется уже на 2026 год.

Возможность серийно производить составы есть у трёх предприятий, одно из них даже привозило трамвай на обкатку. В Центре транспортной логистики уточнили, что вопросы сборы и обкатки трамваев обсуждаются, точных решений ещё не принято.

Ждём следующего года — ориентировочно, в феврале завершится проходка первых тоннелей будущей красноярской подземки.

фото: t.me/metrovkrsk, Город Прима

Логотип Больше актуальных новостей в телеграм-канале «ПРИМА»
Поделиться
Поделиться
Поделиться