«Город Прима» и СФУ публикуют инструкцию для абитуриентов и их родителей. Эксперты приемной комиссии, преподаватели и молодые ученые наводят порядок в информации о востребованных направлениях. Читайте о поступлении в Институт горного дела, геологии и геотехнологий.
Недра Земли, космические объекты, происхождение вселенной — а какие амбиции у вас — у будущих студентов ИГДГиГ? География востребованности выпускников института охватывает всю нашу необъятную родину, а при желании — не ограничивается даже планетой Земля. Многогранность профессии горного инженера (именно такую квалификацию получают специалисты направлений геологии и горного дела ИГДГиГ СФУ) позволяет вести трудовую деятельность рядом с домом в офисе или в научном центре (исследуя вещество от микровключений до космических тел и/или заниматься проектами различного прикладного значения), а также это деятельность на объектах недропользователей по всему миру. Кроме того, это могут быть строительные площадки любого масштаба и назначения, государственные службы стратегического сырьевого кластера экономики, включая контролирующие органы и органы безопасности. То есть все, что связано с недрами Земли — это ИГДГиГ. Территория Красноярского края выделена в особую экономическую зону развития страны, являясь одним из минерально-сырьевых центров. Наш регион занимает лидирующие позиции по запасам многих полезных ископаемых — это и цветные металлы, и благородные металлы, и уголь др. Наличие в регионе уникальных по запасам месторождений и, соответственно, промышленных гигантов делает профессию горного инженера перспективной ещё на стадии обучения, со стабильным заработком, соцпакетом и карьерным ростом (у студентов ИГДГиГ нет проблем с прохождением производственной практики). О востребованности наших выпускников на рынке труда говорят регулярные запросы от работодателей.
Гордость института прежде всего это кадровый состав и выпускники — здесь и доктора наук, и заслуженные деятели, и руководители предприятий. Многие выпускники и сотрудники ИГДГиГ наряду с профессиональной деятельностью имеют достижения в творчестве — писатели, поэты, художники.
КАКУЮ ПРОФЕССИЮ ПОЛУЧИТЬ
В институте готовят специалистов нескольких направлений — Прикладная геология и Горное дело. Выпускники обоих направлений получают квалификацию Горный инженер. Расскажем о некоторых профессиях:
- Маркшейдер — в институте научат проводить пространственно-геометрические измерения в недрах Земли и моделировать их (в специальных программах), а также интерпретировать полученные при этом результаты и давать рекомендации по дальнейшему ведению работ. Деятельность маркшейдера является неотъемлемым этапом в таких сферах деятельности как добыча полезных ископаемых, горно-строительная, проектирование инженерных систем, строительство и эксплуатация метро и тоннелей и пр. Выпускники могут работать в офисе, на предприятиях и на месторождениях исполнителями и в контролирующих органах.
- В 90-е в институте был создан и успешно работает сейчас Центр геотехнологических исследований. Научная деятельность центра направлена на решение прикладных задач золотодобычи Красноярского края и страны в целом.
- Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых — «Горных дел мастер». Сфера деятельности: горно-геологоразведочное производство, строительство, всё что связано с бурением, проектированием и эксплуатацией горных выработок любого назначения и т.д. Выпускники могут работать в офисе, на объектах, на месторождениях как исполнителями, так и в руководящих должностях.
- Высокотехнологичность прикладных и научных задач горно-геологической отрасли может быть привлекательна для современных ребят-компьютерщиков: компьютерное моделирование, использование беспилотных летательных аппаратов, хранение и обработка данных на специализированном программном обеспечении, электронное лабораторное оборудование. Отрасль испытывает дефицит в таких специалистах.
- На кафедрах: Подземная разработка месторождений, Открытые горные работы, Горные машины и комплексы студенты учатся горному делу. Как работают угольные разрезы, для чего там механики и электрики, кто такие проходчики, куда едут вагонетки, сколько тонн разом поднимает 40-ковка и перевозит «БелАЗ»? Всё это простейшие вопросы для горняков ИГДГиГ, потому что решение практических задач основывается на теоретических знаниях. Тесное сотрудничество науки и производства, энергии студентов, амбиций младшего научного звена и опыте высококвалифицированных кадров ( докторов, заслуженных деятелей) направления Горного дела является основанием для будущего отрасли. Для этого при институте ведут деятельность семь специализированных лабораторий, где студенты могут построить научную карьеру.
- Создана в Красноярске и Региональная технологическая платформа «Комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых». Координатором данной платформы выступает Институт горного дела, геологии и геотехнологий СФУ.
- Студенты Института горного дела, геологии и геотехнологий изучают минералы, горные породы и руды, способы добычи полезных ископаемых, автоматизацию производственных процессов, учатся моделировать в плоскости и в пространстве, придумывают, как внедрить современные технологии в горно-добывающую отрасль и привести ее к модернизации, чтобы меньше влиять на экологию.
Выпускники института востребованы в горно-металлургических компаниях России и края: ООО «СУЭК», АК «Алроса», АО «Полюс», АК «Русал», АО «Красмаш», ОАО «Красцветмет» и др.
ПРОХОДНЫЕ БАЛЛЫ
Экзамены: русский язык, математика, физика.
Способы подачи документов:
1. Лично в ВУЗе;
2. Сайт Госуслуги;
3. Автоматизированная система СФУ;
4. Почтой.
КОНТАКТЫ
«Город Прима» записал интервью с сотрудниками СФУ, докторами наук и преподавателями, чтобы помочь абитуриентам определиться.
Пискажова Татьяна, профессор кафедры Автоматизация технологических производств
О своем проекте.
— Я специалист по автоматизации технологических процессов. Автоматизация очень многолика, я занимаюсь программированием верхнего уровня, то есть разрабатываю программы управления, которые думают за человека. Один из моих проектов — «Виртуальный электролизер». Программа, имитирующая работу настоящих электролизеров для получения алюминия Русала. Это то, что сейчас называют цифровой двойник.
Вспомните свое поступление. Дайте совет абитуриентам, которому сами были бы благодарны.
— Мое поступление на математический факультет было в древности, в 1980 году, поэтому мои советы не о поступлении, а о выборе профессии. Поступай на ту специальность, куда лежит душа! Не выбирай направление по моде или настоянию родителей. Успешный человек тот, кто занимается любимым делом.
Почему советуете поступить именно на ваше направление?
— Ребятам, которые дружат с математикой и физикой, очень рекомендую поступать на специальность «Автоматизация производственных процессов» в Институте цветных металлов. Специальность очень востребованная — за одним выпускником три работодателя приходят. Еще приглашаю ребят на эту специальность, потому что они получат в результате обучения разнообразные навыки и знания по цифровизации производства. Начиная от аппаратной части и измерительных приборов и заканчивая программированием верхнего уровня. То есть наши специалисты умеют проектировать автоматические системы управления, общаться с электроникой и программировать как электронные устройства, так и алгоритмы управления техническими системами.
Некрасова Наталья, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры Геологии, минералогии и петрографии (ИГДГиГ)
О своих проектах.
— Я геолог-разведчик, геолог лабораторный, кабинетный. Я выбрала научное направление — золоторудогенез. Мой конёк — термобарогеохимия — изучение включений в минералах. Удивительный микромир, который содержит в себе информацию многовековой давности. Вообще инженерное направление уникально, его можно сочетать с любыми дополнительными знаниями. Сейчас я получила дополнительное образование «Инженерная педагогика» и преподаю геологические дисциплины не только в университете (я доцент), но и школьникам. Сейчас это актуально и востребовано. Я менеджер образовательных программ Малой инженерной академии ИЦМиМ, магистр Инженерной педагогики.
Вспомните свое поступление. Дайте совет абитуриентам, которому сами были бы благодарны.
— Отбросьте стереотип, что геологи это бородатые мужики в свитерах с рюкзаком или лотком. Сейчас это и прекрасные девушки, самодостаточные, обеспеченные девушки с дорогим маникюром, которые, если надо, и костёр разведут, и палатку поставят (и маникюр не испортят при этом), это и парни в современных камуфляжах или костюмах с джойстиками и «джипиэсом» в руках. Это целые проектные офисы с кулерами, кондиционерами и прочими современными удобствами. Лабораторное оборудование вообще поражает своими возможностями — микромир, космические объекты… Таёжная романтика тоже сейчас поражает своими возможностями и обустройством быта, транспортом.
Сейчас я могу сказать поступающим: «Чтобы полюбить геологию, её надо знать! Когда вы с ней познакомитесь, то влюбитесь навсегда».
Почему советуете поступить именно на ваше направление?
— Надо сказать, что трудности есть в любой профессии, но стабильный достойный заработок с начальных ступеней карьеры может предоставить не каждая профессия. Именно по направлению прикладная геология можно получить диплом в СФУ с квалификацией «Горный инженер». Чтобы понимать важность этого направления, представьте, ни одно строительство не обходится без геологических изысканий. Восполнение минерально-сырьевой базы — это экономическое основание любой страны! В науке это направление безгранично. Квалификация горного инженера открывает множество дверей — и трудоустройство с достойной заработной платой (с третьего курса оплачиваемые производственные практики), карьерный и личностный рост, выбор географии и условий труда и так далее.
Я поступала в 2000 году на специальность «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Сейчас школьникам можно позавидовать — спектр специальностей по направлению прикладная геология шире — это и «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания», и «Прикладная геохимия, петрология, минералогия». Все специальности имеют прикладное значение, а это значит, что проблем с трудоустройством не будет. При этом работать можно как в городе, так и на месторождениях. География работы не ограничивается даже земным шаром.
Пташник Юлия, кандидат технических наук, доцент кафедры «Открытые горные работы» Института горного дела, геологии и геотехнологий
О своих проектах.
— На базе нашей кафедры действует научная школа по проблемам разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом. Одна из них связана непосредственно с моими научными исследованиями, направленными на рациональное использование выработанного карьерного пространства, являющегося основным георесурсом недр. В России при освоении месторождений вблизи центров агломераций необходима стратегия проектирования, при которой уже на стадии разработки месторождения карьеру необходимо придавать форму и размеры, учитывающие не только условия залегания рудных тел, а также и последующее использование выработанного пространства. Такой подход обеспечивает один из современных трендов устойчивого развития России.
Вспомните свое поступление. Дайте совет абитуриентам, которому сами были бы благодарны.
— Опровергая существующие стереотипы, я стала горным инженером, и теперь, входя в учебные аудитории, я вижу перед собой много целеустремленных и образованных девушек, которые со временем будут успешными специалистами. При выборе своей будущей профессии нужно задуматься о карьерных перспективах, для горного инженера они безграничны. Все что нас окружает, так или иначе создано благодаря труду горного инженера. К примеру, для производства смартфона требуется около 30-ти минералов, которые добывают под руководством горных инженеров. В горнодобывающей отрасли каждый найдет интересную для себя работу, это динамично развивающаяся и перспективная в масштабах страны и мира сфера деятельности.
Почему советуете поступить именно на ваше направление?
— Открытые горные работы — это подготовка высококвалифицированных горных инженеров, способных решать задачи на современном уровне с использованием цифровых технологий, интерактивного 3D-моделирования, а также ГИС-технологий. Мы обучаем студентов по программе специалитета, нашим преимуществом является возможность прохождения студентами оплачиваемых практик в крупных горнодобывающих компаниях России, таких, как «Полюс», «Полиметалл», «СУЭК». Большие возможности открываются перед нашими выпускниками — реализовать свои амбиции в одной из самых высокооплачиваемых отраслей. Перед вами открывается возможность работать в проектных офисах, занимаясь внедрением передовых технологий по разработке месторождений полезных ископаемых по всему миру, или управлять горными работами непосредственно в карьерах.
Чесноков Валерий, Технологические машины и оборудование
О своих проектах.
— Главный проект — найти наилучшие способы и методы передачи знаний студентам и мотивации к получению ими этих знаний. Моя цель — научить их больше думать и использовать знания для решения жизненных проблем.
Вспомните свое поступление. Дайте совет абитуриентам, которому сами были бы благодарны.
— При выборе своего жизненного пути используйте как можно больше критериев, во главе которых ставьте свои желания и возможности достижения высоких результатов. Учиться пользоваться полученными знаниями для решения конкретных задач производства, уметь видеть недостатки и способы их решения.
Почему советуете поступить именно на ваше направление?
— В мире идет борьба за ресурсы. Институт готовит специалистов по направлениям «Горное дело», «Технологические машины и оборудование» для ресурсных отраслей (горной, металлургической), поэтому специалисты по этим направлениям всегда имеют стабильную работу, карьерный рост, моральное и материальное удовлетворение.
Александр Кирсанов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Шахтное и подземное строительство»
О своих проектах.
— Повышение качества производства подземных взрывных работ — вот область моих научных интересов. Отделение одной части горной породы от остального массива силой энергии взрыва в ближайшей перспективе останется практически безальтернативным методом. Поэтому в мои задачи входит научное обоснование мест расположения зарядов с взрывчатым веществом для достижения необходимого качества дробления отбитой горной массы. Далее планируется преобразовать это всё в полноценный программный продукт, чтобы проектировщики могли за несколько минут получить готовый документ со всеми нюансами, по которому можно дальше работать и бурильщикам, и соответственно взрывникам.
Вспомните свое поступление. Дайте совет абитуриентам, которому сами были бы благодарны.
— После школы абсолютно не знал, куда можно поступить, и тут за дело как обычно в таких случаях взялась вся моя семья. Мама заканчивала кафедру открытых горных работ, дедушка был маркшейдер — так и сформировался у меня интересный и отважный образ горняков, достойных отдельной книги Жюль Верна, наподобие «Путешествия к центру Земли». Сейчас, спустя почти 15 лет после собственного поступления, хотел бы порекомендовать вам, абитуриенты, не полениться и потратить недельку-другую на изучение интересующих вас направлений в интернете, не стесняйтесь приходить в институты на дни открытых дверей, общайтесь с уже действующими студентами и т.д. В общем, получайте максимум необходимой информации, ведь это поможет вам сделать правильный и осознанный выбор, а родителям — сберечь нервы.
Почему советуете поступить именно на ваше направление?
— Многие слышали о строительстве таких объектов, как автомобильные или ж/д тоннели, проложенные прямо внутри горы; гигантский адронный коллайдер; секретные бункеры; глубокие шахты; метро; даже разработки Илона Маска в последнее время направлены в сторону освоения подземного пространства (проекты Hyperloop и Vegas Loop). Всё это говорит об актуальности и перспективности этого направления, а значит, у вас есть шанс войти в историю строительства очередного грандиозного подземного объекта! Наша специальность на этапах обучения в институте предполагает сотрудничество с крупнейшими горнодобывающими и проектными организациями России, где вы будете проходить практику, и можете уже на этом этапе заключить договор на последующее трудоустройство, если вам всё понравится. Так что уверенность в будущем трудоустройстве, как и осознание правильного выбора специальности, у наших выпускников сто процентная.
Павел Катышев, доцент кафедры «Открытые горные работы» Института горного дела, геологии и геотехнологий
О своих проектах.
— В настоящее время нашей командой ведется работа над созданием экологичной и высоко эффективной технологии добычи полезных ископаемых со дна континентального шельфа. Работа в данном направлении является весьма перспективной, в результате стремительного истощения материковых запасов минеральных ресурсов, таким образом, возникает острая необходимость использовать «богатства» акватории в сфере общественного производства. Эксперты ведущих мировых держав прекрасно осознают — кто будет первым в изучении ресурсов Мирового океана, создании технологий для их добычи, тот станет хозяином ресурсов в будущем.
Вспомните свое поступление. Дайте совет абитуриентам, которому сами были бы благодарны.
При выборе будущей специальности не стоит слепо полагаться на советы окружения и рекламу популярных специальностей. В первую очередь необходимо прислушаться к себе и сделать выбор на основании собственных предпочтений, а именно, ориентироваться на любимые школьные предметы или хобби.
Почему советуете поступить именно на ваше направление?
— Подавляющее большинство выпускников кафедры «Открытые горные работы» занимают руководящие должности на предприятиях горнодобывающей отрасли, что является следствием высокой квалификации преподавательского состава. Подтверждение квалификации основывается на постоянных публикациях в рейтинговых научных Российских и зарубежных издательствах, а также сотрудничество с действующими горнодобывающими предприятиями по темам разработки проектной документации и научно-исследовательских работ. В свою очередь кафедра «Открытые горные работы» располагает всеми необходимыми инструментами для реализации научной деятельности.