Анастасия Кистова: «Станем местом, где искусство способно дать поддержку человеку»

Команда сайта «Город Прима» знакомит вас с красноярцами, которые вопреки всему открывают заведения, придумывают новые форматы, задают тренды и меняют Красноярск. По просьбе «Города Прима» они заполняют «Анкету заряженного красноярца».

На вопросы отвечает Анастасия Кистова, исполняющая обязанности директора Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения СФУ, член правления Ассоциации искусствоведов.

КАКИЕ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ, НАЧИНАНИЯ?

— Один из наших проектов — арт-терапия. В широком смысле. Мы стараемся стать тем местом, где хорошее, настоящее искусство способно дать поддержку человеку, с какой бы проблемой он сюда не пришел и даже без проблем. То есть поддержать в хорошем настроении, в горе, в каком-то особом видении мира, если говорить про людей из разных социальных слоев, культурных пространств, религиозных конфессий, людей с инвалидностью. Искусство как некий универсальный язык. Особенно искусство классическое. Оно всегда про созидательный смысл, про жизнь. Искусство — это универсальный язык для любого человека. Даже если человек не видит, есть способы и практики, как с ним работать. Можно и нужно работать с теми, кто не видит, не слышит, у кого проблемы с восприятием. Практика показывает, что у искусства есть какая-то волшебная магическая сила, которая дает человеку возможность открывать для себя мир через мягкий и бережный контакт с самим собой, с другими людьми, с разными культурами и эпохами. Мы хотим стать именно таким центром, который может работать с любыми посетителями. Понятно, что для этого нужно время. Мы начали делать шаги в эту сторону несколько лет назад, но мы еще только в начале пути. Из самого свежего в этом направлении — авторская программа «О чем картина». Ее авторы — Оксана Яблонская, психолог с 20-летним опытом терапевтической работы (г. Санкт-Петербург) и я — искусствовед с 18-летним опытом преподавания истории и теории искусства для разной аудитории. Эта программа не для всех, нужна базовая подготовка в области истории искусства и опыта общения с подлинниками. И количество участников ограничено — 10 человек. Это связано с тем, что во время встречи (а длится она примерно 3 часа — это минимум) идет одновременно групповая и индивидуальная работы с каждым участником. Это встреча с одним избранным произведением искусства из коллекции нашего музея, которое мы рассматриваем с точки зрения искусствоведа и с точки зрения психолога, помогая участникам встать на обе позиции, расширить свои возможности восприятия. Базовая подготовка нужна для более глубокого уровня освоения содержания произведения искусства. Мы уже провели 3 тестовые встречи в рамках проекта и имеем очень положительные отклики. С ноября запускаем авторскую программу в регулярном режиме.

Грандиозные планы у нас и в выставочной деятельности! Мы уже начали применять проектный подход к нашим выставкам, делать выставки-исследования, атмосферные выставки, выставки-квесты. И планируем только расти и набираться опыта! Сейчас, например, в нашем музее работает выставка всемирно известного бурятского скульптора Даши Намдакова. На «Трансформации» собраны разные периоды творчества автора, очень интересно проследить их ретроспективу. Но главное — выставка построена так, что эта самая трансформация могла быть прочувствована и пережита нашими посетителями. Рекомендую попробовать на себе — выставка работает до 13 ноября.

Мы запустили образовательные проекты для людей разных возрастов. 5 октября мы провели первое занятие на «Факультете искусств» (кратка история искусства для взрослых), а 15 октября стартовал второй сезон образовательной программы для школьников 14-18 лет «АРТ.Точка», который был создан при поддержке благотворительный фонда Михаила Прохорова. Мы разработали интересный учебный план, чтобы как можно больше людей было заинтересовано в искусстве и в собственном развитии через встречи с искусством.

У нас по-прежнему работает наша постоянная экспозиция «Русское классическое искусство» и продолжает работу выставка «Сибирское искусство: художники Красноярья». Считаю, что ту выставку должен увидеть каждый творческий красноярец. Ведь там представлены лучшие имена красноярского изобразительного искусства, наши современники, ставшие ориентирами для новых поколений художников. А ведь они тоже когда-то были юными и только начинали свой путь в красноярской художественной школе или в училище.

Также в музее еженедельно проходят лекции и мастер-классы, уже давно ставшие нашими традиционными форматами. Мы не стоим на месте и останавливаться не планируем!

КАКИХ ФОРМАТОВ, ПРОЕКТОВ, СОБЫТИЙ ИЛИ МЕСТ НЕ ХВАТАЕТ КРАСНОЯРСКУ?

— Новых музейных зданий не хватает Красноярску. Новых построек для уже существующих музеев. С достойными площадями для постоянных экспозиций, для временных выставок. Самое главное — для хранения фондов. Не хватает всем музеям: и краеведческому музею, и Площади Мира, и красноярскому художественному музею. У нас великолепные фонды, но не один музей не может их достойно показывать. Не может их достойно хранить. Прежде всего, если Красноярск хочет быть культурной столицей, а он хочет ей быть, городу и краю нужна достойная система сохранения и показа культурного наследия нашего края. Это делают только музеи. Проблема давно назрела. И очень радует, что стали делаться первые шаги в этом направлении. Сейчас готовится несколько грандиозных проектов в музейной сфере, в том числе и наш «Музейный квартал» на ул. Парижской коммуны, 20 и 22. И я очень надеюсь, что всё задуманное получится даже лучше, чем нам этого хотелось бы!

Красноярску не хватает единого подхода к архитектурной застройке города. Бесхозяйственная архитектурная застройка очень портит город. Это касается и спальных районов, и центра города. Сейчас есть возможность к 400-летию Красноярска эту ситуацию поменять. Уже есть шаги в эту сторону. Это просто прекрасно. Хочется, чтобы единый взгляд, единая концепция охватывала весь город. Особенно центр Красноярска. С сохранением исторической застройки, может быть даже где-то с ее восстановлением. Это было бы здорово. Красноярск, к сожалению, многое потерял в советское время, но кое-что и приобрёл. Если удастся не эклектично застраивать, а исходя из единого ансамбля, единой красивой концепции, где красота и гармония будут ведущими, тогда у Красноярска есть прекрасное будущее. Может быть, мы станем столицей Сибирского федерального округа, а то и всей Сибири!

Многие, кто приезжает из Новосибирска и Томска, а это наши первейшие конкуренты, Иркутска, Омска, даже Екатеринбурга говорят: «Здесь у вас вау, тут жизнь течет». Проблема только в том, что для этой бурной жизни и для того потенциала, который у этого места есть, не хватает обрамления. Оно должно быть архитектурное, инфраструктурное, в том числе через красивые и современные учреждения культуры.

НАЗОВИТЕ 3 МЕСТА В КРАСНОЯРСКЕ, ГДЕ ВАМ ХОРОШО (ГДЕ НРАВИТСЯ ОТДЫХАТЬ, МЕСТА СИЛЫ И ВОСПОЛНЕНИЯ ЭНЕРГИИ).

— Здание нашего музея на Парижской коммуны, 20 — источник бесконечного вдохновения для меня. Я люблю гулять по экспозиции, особенно, когда никого нет: поздно вечером или в понедельник, когда музей не работает для посетителй.

Вторым местом силы я бы назвала остров Татышев. Люблю сворачивать с основных дорог на тропинки и бродить по зарослям, слушая жизнь леса. Но нравится ещё и то, что рядом жизнь большого города, в любой момент могу нырнуть в ее водоворот или издалека любоваться ее огнями.

Еще одно такое место — это центр города. Люблю прогуливаться по центральным улицам, особенно по Мира, разглядывать архитектурные формы, людей. Особый трепет у меня вызывает здание нашего музея. Я когда захожу в наш особняк, прямо чувствую, как у меня крылья за спиной расправляются, и хочется ими весь мир обнять — такая красота вокруг, а мы в ней живем и работаем.

ПОХВАЛИТЕ 3-Х КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ ИЛИ 3 КОНКРЕТНЫЕ КОМПАНИИ В КРАСНОЯРСКЕ, КОТОРЫЕ КРУТО ДЕЛАЮТ СВОЁ ДЕЛО, МЕНЯЮТ ГОРОД И РАДУЮТ ВАС.

— Александр Осадчий. Агентство «Проектмаркетинг +1». Компания очень крутая, как и сами авторы проектов. По сути, там всё построено на энтузиазме и высоком профессионализме. Компания занимается дизайном, веб-разработкой, креативными решениями, каждый раз выбирая индивидуальный подход. Это очень неравнодушные люди, любящие Сибирь и Красноярск, заботящиеся о том месте, в котором живут, и создающие крутые проекты российского и мирового уровня. Именно они занимались реконструкцией сквера им. Г.В. Юдина на северном берегу реки Качи, превратив его в Юдинский сад. Они же авторы навигации на набережной Дивногорска, новых адресных табличек и уличной навигации Красноярска, Енисейска. Благодаря им города нашего края расцветают!

Компания «Юнипро». Они очень многое стараются делать для развития города. Компания вкладывает деньги в благоустройство и культуру. Например, парк «Покровский» рядом с часовней Параскевы Пятницы сделан на их средства. Великолепную выставку к Универсиаде мы делали благодаря их финансовой поддержке. Вышел очень дорогостоящий спонсорский проект. В лучших традициях меценатства начала 20 века.

Музеи. То, что делает Краеведческий музей в «Юдинке». Нужно знать эту историю. На месте усадьбы Юдина была свалка. Валентина Михайловна Ярошевская эту землю выкупила со свалкой. Так спасли усадьбу. Если бы музей этим не занялся, это место бы погило. Сейчас там прекрасная зона отдыха и красивое музейное пространство. Ну, а «Площадь Мира»? Благодаря их проекту «Музейная ночь» еще в 90-е годы Красноярск узнали за рубежом. Именно благодаря музейным ночам, которые делал музей. Хотя это вообще изначально филиал музея Ленина. Вряд ли какой-то другой филиал музея Ленина может похвастаться подобной историей. Как он превратился в музей современного искусства и стал флагманом современного сибирского искусства. Я уже не говорю про наш музей. Как мы работаем именно с классическими коллекциями неклассическими способами. Как мы легко входим в коллаборацию с современным искусством и тем же Музейным центром «Площадь Мира». С этнографическими и историческими коллекциями, потому что у нас очень много проектов и с Краеведческим музеем, и с соседними музеями Красноярского края. А какой потрясающий кино-проект мы создали в 2020-21 годах! Я про фильм «Инверсия». Такого уровня фильмов об искусстве до сих пор нет в нашей стране. Я не шучу.

Опыт наших музеев можно транслировать методически. Сюда нужно приезжать учиться. Пока к нам приезжают только с Сибири и Урала, но я считаю, что к нам могут приезжать учиться из Москвы и Питера. У нас очень творческая среда, очень много интересных и главное успешных практик. Нам нужно это масштабировать и превращать Красноярск в центр образовательной деятельности тоже. Все возможности есть!

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КРАСНОЯРЦЕВ ВАС БЕСИТ?

— Инертное: «Не было ничего хорошего, и начинать не стоит». Закрытость. Как будто мы живем в себе и для себя. Как будто нет возможности и потребности открыть глаза и увидеть возможности, которые есть здесь и сейчас. Как будто крест ставят на родном доме. «Да что тут можно вообще? Живем далеко от всего. Ситуация с экологией или работой плохая, ничего сделать-то и невозможно». На самом деле, все зависит лично от каждого. Делай, что можешь, с тем, что есть. Не опускай руки. Не проходи мимо. Не будь равнодушным.

В КАКОМ РАЙОНЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? РАССКАЖИТЕ, КАКИЕ ПЛЮСЫ ЕСТЬ В РАЙОНЕ? НАЗОВИТЕ 2-3 ТАЙНЫХ МЕСТЕЧКА ИЛИ ЗАВЕДЕНИЯ.

— Я живу в Центральном районе. Рядом есть всё необходимое, а по вечерам здесь так красиво. Даже у осеннего Красноярска есть свой особый шарм. Здесь можно побродить по дворикам, по тихим улочкам как Урицкого, или выйти к набережной Енисея. А ещё здесь самые вкусные и красивые кафе и рестораны. Это меня тоже сильно заряжает. Приятно провести вечер в красивом месте с вкусной кухней. Еда — это ведь тоже своего рода искусство.

Я особенно радуюсь, когда выдаётся возможность пройтись мимо фасадов нашего музея. Каждый раз удивляюсь: как такое можно было построить?! Такое красивое, изящное и уютное. И как по-разному особняк смотрится в разные моменты дня и года, с разных ракурсов.

Поделиться
Поделиться
Поделиться