Неделя до 1 сентября — самое время, по словам специалистов, готовиться к новому учебному году детям и родителям. Клинический психолог Инна Драчева рассказала, как это сделать. Получился чек-лист, по которому можно проверить график ребенка, климат в семье и готовность к учебным будням.
Photo by Alan Rodriguez on Unsplash
Интервью с клиническим психологом Инной Драчевой полностью можно слушать в подкасте от радиостанции «Красноярск Главный».
«Город Прима» подготовил краткий конспект с комментариями эксперта.
Откорректируйте режим
Это важно для детей всех возрастов — дошколят и школьников. Разница только в том, что чем меньше ребенок, тем период подготовки дольше.
- будить ребенка надо каждый день на полчаса раньше. Доводим его до подъема в 7:00;
- за час-два до сна прекращать все шумные, возбуждающие игры.
Важно! Начинать корректировать правильно не с отбоя, а с пробуждения.
— Адаптация будет продолжаться на протяжении всего 1 класса, всего учебного года. Адаптация к новым условиям обычно продолжается 9 месяцев. Существуют адаптационные триместры: первый, второй, третий. Тут я провожу аналогию с беременностью. И уже после 9 месяцев мы можем говорить, что мы что-то понимаем в новой ситуации. Только тогда понимаем, прошла адаптация или случилась дезадаптация, и надо что-то менять. Вплоть до смены учебного заведения.
Инна Драчева, клинический психолог
Гигиена гаджетов
- убрать фоновый телевизор;
- контролировать время, проведенное за мультиками или компьютерными играми — постепенно сокращаем его.
Важно! Мелкие гаджеты детям до 11 лет вообще давать не рекомендуется.
— Чем меньше экран, тем больше воздействие и хуже для возбудимости ребенка. Конечно, можно и телевизором, как я обычно говорю, отравиться, поэтому фоновые телевизоры убираем. Ребенку надо учиться концентрироваться. Мозг ребенка запрограммирован на определенное количество отвлечений. И если мы заходим за предельно допустимый барьер, это может привести к истерикам, нервности, нарушениям.
Инна Драчева, клинический психолог
Надо добавить самостоятельности
- надо позволить ребенку самому собирать свой портфель, выбирать вещи;
- не стимулировать действия поощрением в виде вкусняшек, в будущем это может привести к привычке заедать стресс.
Микроклимат в семье
Родителям важно поработать над собой:
- не формировать негативное представление об учебном заведении;
- не ругаться, не кричать — контролировать эмоции;
- родители должны быть последовательны: «Сказали — доводите до конца»;
- важно избавиться от тревожности.
— Бесполезно выравнивать режим: «О, мы стали кормить его по часам», — если в семье все орут друг на друга. Ребенку, которому тревожно, который находится в постоянной психотравмирующей ситуации, сложно социализироваться. Да, он может пойти с легкостью в детский сад — там не орут, он там отдыхает. Но он может там начать выплескивать гнев, вести себя неадекватно ситуации.
Инна Драчева, клинический психолог