А вдруг будущее уже наступило? А мы не заметили. Скитания по городам и весям планеты для того и придуманы, чтобы глазеть по сторонам и не проморгать ничего важного. Последний месяц я прожил в китайском городе Далянь. И убедился: у братьев-китайцев есть уйма такого, что сильно бы пригодилось Красноярску. Как и то, чего нам счастливо удается избежать (и это не только массовый доширак). По порядку.
Далянь — это в прошлом русский город Дальний, основанный нами в Маньчжурии в конце XIX века, когда империя планировала расширяться на Восток, кажется, бесконечно. В 1904 году мы проиграли войну Японии (а вы и не знали?) Именно здесь находится печально знаменитый Порт-Артур, с которого, по одной из версий, и начались все беды Российской империи в XX веке. По итогам той войны Дальний стал японским. В августе 1945 наши отыгрались: переброшенные из Германии части Советской Армии за месяц разнесли японцев к чертям — но развивать Дальний у СССР, кажется уже не было запала или желания, и город отошел Китаю, а русское название китаизировалось: Дальний = Далянь.
Уже второй год мэрия Даляня последовательно меняет городские маршрутки с дизельных на электрические. Не несколько штук и экспериментально, а на ВСЕХ маршрутах и в МАССОВОМ порядке. Это — принципиальный прорыв: будущее просто взяло и шагнуло из планов в реальность. Ощущение, как от езды на троллейбусе, только никакой контактной сети машине не требуется. Ни чёрного дыма, ни едкого запаха. Нетипичные выступы на крышах автобусов — это и есть место, где прячут аккумуляторы нового поколения. Как утверждают китайцы, заряда хватает на полный день. Цена поездки в даляньской маршрутке — 1 юань (примерно 9,5 рублей), стоимость солярки на заправках — около 50 руб. Сколько дотирует муниципалитет и сколько экономит электропитание транспорта, данных у меня нет.
Далянь — по китайским меркам город средних размеров, где-то в 4-й десятке по численности населения. Красноярск в России, напомню, 12-й — то есть мы у себя крупнее в разы с населением 1 млн.человек. Но это у себя: население Даляня с пригородами — порядка 7 миллионов. Нихао, Китай)
Привычка китайцев парковаться — как раз то, что не приснится красноярцам и в страшном сне. Парковка официально разрешена на тротуарах, так что полностью отсутствующее место для пешеходов — в Китае обычное дело. Машины занимают всю ширину тротуара, а люди привычно бредут по проезжей части. Пешеход на китайских улицах — самое ущемляемое существо. Знаковый дорожный переход — фикция: и парковаться, и останавливаться на них китайцы привыкли настолько, что просто этого не замечают, а пропускать переходящих дорогу людей не принято. Очень напоминает наши реалии всего лишь десятилетней давности.
Это то, в чем Красноярск однозначно проигрывает. Вот эту надводную эстакаду китайцы построили за 4 года: длина 6,8 километров, два уровня, 4 полосы в каждом направлении. Сроки сдачи не переносились и были названы ещё в начале строительства. Сразу вспоминается полукилометровая эстакада на Брянской, да? Разрешённая скорость движения — 50 км/час, и никто не рискует нарушать ограничение: эстакада утыкана камерами слежения.
«Сталинок» и «хрущевок» в городе все ещё полно, а современные правила застройки — за менее универсальные и экономичные решения. Сначала муниципалитет готовит площадку — точечной застройки нет, рассматриваются комплексные проекты минимум из 5-6 зданий в едином архитектурном решении. Затем конкурс и аукцион, победитель получает право на застройку по утверждённому проекту, а город — аукционные деньги. Получается иногда красиво, иногда совсем уныло. Но очень многоэтажно.
Далянь — город, который когда-то был заложен русскими не на равнине, а среди маньчжурских сопок. Поэтому даже соседние здания могут стоять в разных уровнях, а такое понятие, как «подпорная стенка», присутствует повсеместно. И большинство из них несут не только функциональную нагрузку, но и украшают пейзаж. Граффити и вообще любая самодеятельность запрещены и пресекаются полицией моментально и жёстко.
А еще китайцы сильно полюбили разнообразные малые формы, и вот с этим для русского глаза не то чтобы беда, но уж как-то чересчур разностилево, пестренько и эклектично. Но живенько, да.
Специально для двух маршрутов, идущих через центр, город закупил двухэтажные туристские автобусы. И теперь посмотреть на все основные достопримечательности приезжие с комфортом и без сутолоки могут за 1 юань. Кстати, через центр пролегает только часть пути, потом маршрут уходит в зону университетских кампусов, так что основные пассажиры верхнего яруса — местные студенты. Муниципалитет это, очевидно, не смущает.
Тем не менее некитайскому туристу разобраться в городе без посторонней помощи почти невозможно. Табличек, дублирующих иероглифы на других языках, практически нет, или толку от них немного, меню, ценники в магазинах, объявления в транспорте — на китайском. Встретить говорящего по-английски местного — очень большая редкость.
30 картинок из столицы урбанистики на тему «Как сделать город лучше»
Русские тысячами погибали в районе Даляня как минимум дважды: в 1904 году во время обороны Порт-Артура и в 1945-м, когда громили Квантунскую армию японцев. Говорят, много погибших летчиков принесла еще корейская война, но там мы если и были, то неофициально. В общем, кладбище русских военных в Ляошуне, как теперь называется Порт-Артур, насчитывает несколько сотен могил — и находится, если что, на улице Сталина. Содержат его китайцы в идеальном порядке: ни соринки, ни разбитого надгробия. Спасибо тебе, восточный сосед, за память о наших парнях.