А еще 10 практических советов для путешественников в Гималаи
День 9, Горак Шеп. 5.100 метров
Красноярец решил повторить маршрут голливудского блокбастера
— Сегодня день релакса. До Горак Шепа часов за 5 дойдем. Набора высоты почти нет, метров 200. Прогулка, — умасливает группу проводник-организатор-гид Александр Тишков.
Змей-психолог. Всё описал верно, но по факту «прогулка» оказалась выматывающим переходом по скальнику, даже тяжелее, чем бросок через недавний перевал. Тут уже никакой растительности. Мох, и тот пропал. А мы — хоббиты. Который день бредём куда-то ввысь со своим кольцом всевластия безвластия. Справа — нависающая громада Нуптце, ближайшего соседа Эвереста — 7.860 метров. С каждым часом она все массивнее, четче, грандиознее. Уже слышен грохот сходящих с Нуптце лавин, срывающихся в разделяющий нас ледник. Опасности никакой, но все равно бодрости хоббитам это не добавляет…
Горак Шеп — это уже почти базовый лагерь, base camp. Альпинисты, собирающиеся на штурм Эвереста, живут в палатках в двух часах отсюда. А слева от нашего лагеря — вершина Кала Паттар, 5.600. Оттуда сумасшедшая панорама — на высокую гималайскую гряду и Эверест. Утром проверим. Но до утра надо дожить. Солнце заходит, и на высоте 5.100 моментально становится холодно. А к утру и вовсе будет градусов 12-15 мороза. В комнатках для сна — немного теплее, но все равно минус. Идем к буржуйке. В общий зал.
…Открываешь дверь — и сносит густым, как жижица, запахом немытых тел, застарелых носок, ношеных ботинок, — концентрированная физиология. А куда деваться? Душ отсутствует как понятие, на ура — влажные салфетки. Постирушки, когда каждая ночь на новом месте, дело бессмысленное, а набрать хахаряшек на 2-3 недели скитаний — тоже нереально. Воплощенное немытое равенство: в одинаковых условиях и неприхотливые шерпы, и безбашенные русские, и цивильные европейцы с взыскательными американцами. Чем выше в горы — тем проще запросы, к себе и миру. Мой персональный высотометр опоросячивания вышел таким:
3.500 метров — отменился ежедневный душ;
4.100 метров — бросил утреннюю разминку;
4.500 метров — выкинул сигареты;
4.800 метров — надоело есть и начал пить Кока-Колу. В ней сахара много;
5.100 метров — стало лень читать и отсматривать снятые за день фотки.
— Басу, а чем тут топят печку? — обращаюсь к нашему проводнику-непальцу.
— Высушенными какашками яка.
Угу. А чайники приноровились греть на спутниковых антеннах. Другой энергии в горах нет.
День 10. Кала Паттар, 5.600 метров
В 4.30 утра телефон мерзко включает будильник. Блин, ну как же неохота вылезать из чрева уютного спальника в этот минус неприветливого мира. Стёкла окошка даже не запотели от нашего дыхания — замерзли на фиг и блестят жизнерадостным инеем. Может, ну его, этот Кала Паттар и рассвет с видом на Эверест?
Около 5.00 выстраиваемся зомбированной колонной и ползем на склон с фонариками на лбу. Ух ты, впереди уже карабкаются какие-то бедолаги.
Подъем на 500 метров дается как-то неожиданно легко. Без единой остановки на склоне, за 1 час 33 минуты — я засекал. Ну вот она, крыша мира: рассвет выхватывает из темноты чёрную пирамиду Эвереста и его соседей, 7- и 8-тысячников — изящную иглу Нуптце, верхушку Лхоцзе, стоящую чуть в стороне красавицу Ама Даблам, а еще — торосы стекающего с самых высоких в мире гор ледника Кхумбу… 5.600 метров. Финальная точка пути, то, ради чего все и затевалось.
Ощущения противоречивые. С одной стороны, не хочется слезать и отрываться от этого взгляда прямо в лицо Эвереста. Но даже на уровне ощущений — это несовместимые с жизнью места,. Лед и скалы, скалы и лед. И выкатившееся из-за гор солнце совсем не доброе — жесткое, ультрафиолетовое, дающее резкие, практически черные тени. И покончив с миссией встречи рассвета напротив Эвереста, ритуально сожрав прямо на вершине притащенную аж из Красноярска банку тушенки (кстати, вранье, будто консервы взрываются на высоте из-за разницы давлений — нормально банка открылась) и помахав флажком Красноярского края (тоже странный обряд), мы с большим облегчением ломанулись вниз так, что пробежали за 3 дня 70 с лишним километров, сбросили 3 тысячи метров высоты и докатились до самой Луклы. Тут уже хорошо, люди, яки, деревья и туманы…
На вершине Кала Паттар был еще один эпизод, то ли случайность, то ли метафизика. Начинаю спускаться, отрываю взгляд от Эвереста, и вижу на тропе знакомое лицо. Где-то мы с этой барышней встречались, судя по тому, что и она смотрит на меня, обалдев от удивления. Здороваюсь по-русски:
— Привет!
— Здравствуйте. А вы не из Красноярска?
— Да и вы, кажется, тоже. Я вас помню.
— Я Женя Румянцева, в девичестве Борисова…
Вот так. Красноярцы — народ активный, мы везде. Вот вам видео встречи двух красноярцев под равнодушным взглядом Эвереста.
…Зачем все это было? Отчасти из-за фантастических картинок. Еще, конечно, понты: такой Эверест-лайт, когда рисковать жизнью и лезть в зону смерти не пришлось, а повесить себе медаль покорителя вполне можно. Совершенно точно — была в этом и компенсация теряющейся в рутине обычных дней самоидентификации. Проверка себя и своих возможностей. Способ зауважать собственное тело — оно, оказывается, офигенно выносливое, тренированное и способное на неожиданные чудеса преодоления.
А на самом краешке сознания еще одно понимание: смысл — в самом Пути. Не остановиться. Не повернуть. Самому дотащить себя до того места, которое наметил. Горы — хорошая метафора жизни. Идешь всегда один, только на привале, в немытом общем зале разделяя тепло буржуйки и впечатления со своими ценными, но случайными попутчиками. А слово «покорить» — глупое. Чего покорять-то, Кала Паттар или Эверест? Они стоят тут миллион лет, и еще миллион стоять будут. Покорители…
Кстати, в базовом лагере есть вертолетная площадка. За довольно большие деньги можно прилететь на полчаса и увидеть ту же картину, ради которой мы 9 дней ползем в горы своим ходом.
Тоже вариант. Только это уже не Та Картина.
Красноярск — Катманду — Лукла — Намче Базар — Гокио — Горак Шеп — Красноярск
10 советов тому, кто соберется в Гималаи
«НамастЭ» – «здравствуйте», «даневАд» – «спасибо»
1. Основное снаряжение можно купить в Катманду, это дешевле, чем в наших спортмагазинах. Но вот притертую к ноге обувь и нательные вещи обязательно везите из дома.
2. Лететь дешевле через Пекин. Но надо учитывать, что регулярные рейсы есть не каждый день, стыковка может занять дня три.
3. Это не та поездка, которую проще спланировать самостоятельно. Прилететь недостаточно: нужно оплатить разрешения на въезд в национальный парк Сагарматха, победить крайне непонятные аэропорты Катманду и Луклы, договориться с портерами и гестхаусами. Лучше обратиться в турагентство. У нас в городе про Гималаи всё знает Константин Гончаров и его агентство «Алеф».
4. Не покупайтесь на относительную дешевизну тура в $$1,200-1,400: учитывайте, что обязательно придется докупать снаряжение и питаться на маршруте. Это порядка $$40-50 в сутки. С набором высоты расценки сильно растут, бутылка воды, которая в Катманду стоит 25 рупий (около 15 рублей на наши) в Горак Шепе обойдется уже в 200 рупий (130 рублей).
5. Интернет в горах есть практически до самого Эвереста. Но он спутниковый, продают его на мегабайты, от 3 долларов за 100Мб. Так что отключайте автоматические обновления – вмиг выберете лимит.
6. Непременно держите в походной аптечке «Диакарб» – он здорово помогает от горной болезни. И не пугайтесь, что поначалу почти перестанете писать.
7. Будьте готовы к питательному, но очень однообразному рациону: картошка, жареная лапша, яйца и рис. Утомительно. Как-то нам попался салат из морковки и капусты: был просто праздник.
8. Каких-то прививок не требуется, в горах и мух-то не видно. Но мыть руки или обрабатывать их антисептиком – обязательно.
9. Нужны специальные горные очки, третьей или лучше четвертой степени защиты, иначе можно обжечь сетчатку глаз. И солнцезащитный крем-пятидесятку очень рекомендую.
10. Не бойтесь фотографировать местных, они позируют с удовольствием. И выучите хотя бы пару местных слов: «намастЭ» – «Здравствуйте», «даневАд» – «спасибо».
И главное — рискните и поезжайте. Может, влюбитесь в горы, может, проклянете, но яркие впечатления вам гарантированы.