«Куда мы катимся»: в чём беда пассажирских перевозок Красноярска

Всё про рост цен и маршрутные проблемы, а также про заговоры, эксперименты и один плюс

С 1 июля в Красноярске вновь повысилась стоимость проезда в общественном транспорте. Теперь в автобусах вместо 36 рублей придётся платить 44, в электротранспорте — 40 вместо 32. Чем обусловлен очередной рост тарифа, что об этом думают пассажиры и перевозчики и можно ли будет сэкономить, как общественный транспорт менялся в последние годы — в этом материале.

Почему растёт цена

В министерстве тарифной политики повышение объяснили так:

— Необходимость пересмотра тарифа обусловлена увеличением расходов перевозчиков на заработную плату водителей и кондукторов в связи с изменением МРОТ, ростом стоимости автозапчастей и оборудования для проведения ремонтов, повышением затрат на топливо, ГСМ, электроэнергию.

«Могло быть и хуже»

Стоимость проезда могла бы быть ещё выше. В начале марта текущего года в министерство тарифной политики коллективно обратились перевозчики — 21 из 36 зарегистрированных компаний. Они попросили поднять ставку до 54 рублей, однако расчёты властей показали, что это перебор.

В минтарифов пояснили, что каждый раз запрашиваемую перевозчиками сумму, да и саму необходимость повышения стоимости проезда анализируют. При оценке учитывают экономическую целесообразность и аргументы заявителей.

Бытует мнение: составляя проекты, перевозчики хитрят — зная, что, скорее всего, в министерстве коэффициент урежут, они умышленно запрашивают большую сумму.

Так, в 2019 году цена поездки выросла с 22 до 26 рублей, а просили до 30. В 2022 перевозчики настаивали на цене от 37 до 50 рублей, но в минтарифов одобрили сумму в 32 рубля. Последний раз стоимость проезда повышалась в 2023 году — до 36 рублей при запросе от 48 до 56.

«Теория заговора»

Проект приказа о повышении стоимости проезда на 8 рублей Министерство тарифной политики опубликовало 19 июня. Однако прежде, чем его приняли, красноярским перевозчикам пришлось пройти проверку антимонопольной службы.

В картельном сговоре «автобусников» заподозрил депутат Законодательного собрания края Владимир Вахтель. В своём телеграм-канале он опубликовал скан запроса в УФАС и пояснение.

По поводу уже второго за два года повышения тарифов на общественный транспорт в Красноярске написал запрос в УФАС по краю с просьбой проверить перевозчиков на картельный сговор. Потому что разговоры про «всё дорожает» и «экономическую ситуацию» создают благодатную почву для злоупотреблений.

Владимир Вахтель

Кроме того, депутат отметил, что негодование жителей Красноярска небезосновательно, ведь в нашем городе один из самых высоких тарифов в стране. И это притом, что качество перевозок от повышения к повышению не улучшается.

— Почему при бесконечно растущей стоимости проезда налицо «оптимизация» вроде исчезновения кондукторов? Почему техническое состояние коммерческих автопарков становится всё хуже? Почему зимой перевозчики морозят пассажиров в неотапливаемых салонах, а летом — маринуют в адской духоте без кондиционеров?

Почему люди должны ждать автобусы по часу на остановке, а потом давиться в переполненном салоне? Почему система оплаты проезда регулярно сбоит, а крайние тут разве что дети, которых вышвыривают на мороз из-за невозможности расплатиться?

Владимир Вахтель

И это действительно странно, ведь повышение тарифов нацелено в том числе и на рост качества услуг. Но уровень сервиса снижается.

Транспортные беды

За месяц до того, как перевозчики выдвинули проект повышения цен, федеральная аналитическая компания SIMETRA опубликовала рейтинг городов России по качеству общественного транспорта — данные по итогам 2023 года.

И если раньше Красноярск входил в топ-10, то теперь занял 15-е место. Среди причин: ограничение в работе транспортных линий и сбои при уточнении сведений о расписании движения.

Эксперты оценивали физическую и ценовую доступность, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, устойчивое развитие и безопасность. Из 100 возможных баллов наш город набрал 66,2.

Приводим показатели в баллах

· Физическая доступность — 13,9 из 21

· Ценовая доступность — 13,5 из 17

· Функциональность ТС — 17,5 из 25

· Комфорт — 14,5 из 20

· Устойчивое развитие и безопасность — 6,8 из 17

Самый низкий показатель по устойчивому развитию и безопасности, несмотря на то, что наряду с другими направлениями пассажирские перевозки региональные власти ставят в приоритет. И государственных денег выделяется на «общественно-транспортные» дела немало — только Федерация направила порядка миллиарда рублей.

Можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: Красноярск на фоне остальных городов занимает довольно выигрышную позицию, ведь всего в рейтинге представлено 102 муниципалитета. «Что же тогда творится в других городах?», — вероятно, подумали сейчас многие красноярцы.

Однако на самом деле наших пассажиров волнует наш транспорт. И претензий к нему достаточно. От роста тарифов до сокращения маршрутов.

Не уехать

Несколько лет назад из транспортной сети исключили № 1, № 20, № 51, № 84, № 89.

Теперь меньше вариантов выстроить путь, да и ждать нужный автобус приходится долго. Отмечают это, кстати, не только жители нашего города. Так, о бедах с красноярским транспортом высказался известный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. Эту историю в январе публиковало издание NGS24.RU.

Всё началось с турнира по биатлону в Красноярске. Открывать его приехал четырёхкратный олимпийский чемпион Алексей Тихонов. После соревнований советский спортсмен отметил, что интерес к биатлону пропадает и происходит это из-за Дмитрия Губерниева.

На что известный спортивный комментатор ответил, что проблема не в нём, а в автобусах Красноярска.

— В городе, который я нежно люблю, ощущается хроническая нехватка автобусов, потому что люди стоят на остановках десятками и десятками минут, и даже зачастую в эти автобусы не могут влезть. Поэтому о каком интересе к биатлону в Красноярске мы говорим, когда в городе с автобусами проблема? Я думаю, что когда её решат местные власти, вот тогда и поднимется весь биатлон.

Дмитрий Губерниев (цитата из беседы спикера с изданием «НГС», — прим.ред) 

Эффект неожиданности

Ещё одна проблема — возгорание автобусов из-за неисправностей. И пусть количество происшествий не настолько велико, чтобы цифры выглядели устрашающими, но легче от этого не становится. Подобные случаи в очередной раз подтверждают, что качество перевозок — не на уровне, и нет гарантии, что беда внезапно не произойдёт на любом из маршрутов.

Например, в феврале автобус № 43 загорелся на улице Михаила Годенко. Сначала в районе моторного отсека появился дым, потом — огонь. Водитель остановился и выпустил пассажиров, затем стал тушить пожар самостоятельно. Ничего не вышло. Тем временем очевидцы вызвали пожарных, которые благополучно ликвидировали пламя. В происшествии никто не пострадал.

Упомянем и недавний случай. По иронии судьбы, накануне повышения тарифов, 30 июня, поздно вечером устроил «показательное выступление» автобус на маршруте № 12. Дело было на перекрёстке улиц Перенсона и Карла Маркса.

На опубликованном ролике видно, как по ходу движения возникает сизое задымление в заднем отсеке, затем появляется огонь, и дым становится чёрным. Люди в панике выбегают из автобуса. Пожарные быстро оказываются на месте происшествия и ликвидируют пламя.

Этот случай вызвал бурное обсуждение предстоящего повышения цен в комментариях, например, в паблике «ЧП Красноярск». Вот пара из них. (Орфография и пунктуация сохранены, — прим.ред.)

«Куда мы катимся»: в чём беда пассажирских перевозок Красноярска Михаил Ефремов

Непонятно, а за шо 44р. Автобусы перед выходом в рейс проверяются, и раз он вышел, значит его либо не проверили, либо не заметили неисправности из-за криворукости механика, либо посчитали, что и так сойдёт. Если автик за год довели до такого, то я вообще не представляю как его обслуживали.

«Куда мы катимся»: в чём беда пассажирских перевозок Красноярска Станислав Рябцев

Ну а в целом полный крах. За такие деньги точно лучше ездить на такси или купить себе авто. Комфорта просто нет, от слова совсем. Ни в одном автобусе не включен кондиционер. Все гонятся и равняются на Москву и Питер. Там проезд стоит своих денег. В автобусах кондиционеры и места для зарядки телефона. Ещё чистота в салонах. Ещё и короткий период ожидания.

Не продохнуть

Одна из самых больных тем для горожан — температурный режим в автобусах. Зимой — холодно, летом — невыносимо жарко. Особенно это удалось ощутить в минувшую неделю, когда на улице стояло настоящее пекло. Красноярцы массово жаловались на отсутствие кондиционеров в автобусах. В поездках людям становилось плохо, некоторые теряли сознание.

Так, на маршруте № 63 упал в обморок молодой парень. Вблизи остановки «Автовокзал» ему стало плохо. Помогли другие пассажиры и кондуктор — подростка усадили на сиденье, дали воды и вызвали скорую. Но не всегда рядом могут оказаться участливые горожане.

Перевозчики, комментируя подобные ситуации и духоту в автобусах, ссылаются на отсутствие средств для обновления транспорта. Оборудование автобусов кондиционерами повлечёт их удорожание примерно на 200-300 тысяч рублей.

Занимательный эксперимент

Редакция «Город Прима» решила испытать автобусы и электробусы. В минувшее воскресенье, 30 июня, когда в городе стояла 35-градусная жара, мы взяли пакет с продуктами и решили прокатиться в общественном транспорте.

Так, в обычном автобусе ни мы, ни «молочка» не выдержали. Выйдя через пять остановок, обливаясь потом, из термопака, который в любых условиях должен держать температуру до 4-х часов, доставали вздувшиеся упаковки творога и баночки с йогуртом. Мясо тоже начинало откровенно неприятно попахивать.

Тот же эксперимент в электробусе прошёл на ура. В салоне было прохладно, и в результате поездки и мы, и продукты сохранили свежесть.

Вот только электробусов на весь город — один маршрут, а обеды красноярцы с собой на работу возят ещё на 53-х автобусных.

Приходим к тому, что повышение тарифов влечёт за собой и ряд других трат. Красноярцам в летнее время приходится закладывать бюджет на обеды в общепите или поездки на такси, чтобы доезжать до работы/дома в комфортной прохладе и питаться домашней едой.

Один плюс

На проезде в общественном транспорте можно будет сэкономить. Но это пока не точно.

— Можно будет купить проездной на 15, 30, 45, 60 или 75 поездок. Покупая проездной на 45 поездок в автобусе, можно будет сэкономить шесть рублей с каждой поездки, а на 75 — и вовсе девять. Неиспользованные поездки перенесутся на следующий месяц.

Администрация Красноярска

В администрации Красноярска сообщили о разработке новых проездных билетов. Сейчас тарифные параметры направлены в «Красноярскавтотранс» для разработки программного обеспечения.

Что делать

Тариф уже повысили, однако к проблеме при желании всё же можно привлечь внимание — подписать петицию. Её 20 июня опубликовал Артём Шишкин. На сегодняшний день подписали письмо более семи тысяч человек.

Документ с просьбой принять меры, чтобы оградить граждан от очередного повышения цен, направлен губернатору Красноярского края Михаила Котюкову.

Инициатор петиции уверен: возможно, что цена билета в 36 рублей не соответствует затратам предприятий, но это бремя не должно ложиться на плечи граждан! Если перевозчики работают в убыток, то компенсировать им эту разницу должны из краевого бюджета.

Поделиться
Поделиться
Поделиться