С 25 июля в России вступил закон по борьбе с мошенническими переводами. Теперь банки обязаны проверять реквизиты всех переводов. Если номер счёта есть в специальной базе, то перевод замораживается, а клиентов предупреждают о возможном мошенничестве.
Как это отражается на обычных переводах и можно ли вернуть украденные деньги, в эфире Вечернего канала «Прима» рассказал эксперт отделения Красноярск Банка России Александр Сурмачёв.
фото: Freepik
Зачем был нужен новый закон?
Одна из основных причин — это предотвращение перевода денег мошенникам. К сожалению, денег со счетов россиян похищают всё больше. По статистике Банка России, за 2023 год без согласия клиентов мошенники перевели 15,8 млрд рублей. В этом году только в Красноярском крае за 7 месяцев аферисты получили более двух миллиардов рублей.
Однако теперь переводы будут автоматически проверять. Даже если реквизитов нет в специальной базе, но есть другие признаки мошенничества (их шесть), то перевод всё равно заморозят.
При этом для обычных клиентов ничего не изменится — переводы по-прежнему будут проходить быстро.
Как часто обновляется база мошенников?
Мошенники не стоят на месте. База о случаях и попытках перевода денежных средств без добровольного согласия клиента (ФинЦЕРТ) ведётся с 2018 года. В её наполнении сейчас участвуют более 1000 организаций — это и банки, и силовые структуры, операторы платёжных систем. База обновляется ежедневно и оперативно доводится до всех участников рынка.
Как сообщить о мошеннике?
Это можно сделать на сайте Банка России через интернет-приёмную или напрямую через базу ФинЦЕРТ. Также можно обратиться в правоохранительные органы. При этом данные всё равно проходят проверку перед тем, как попасть в базу, поэтому добропорядочные клиенты оказаться в реестре не смогут.
Что делать, если перевод по ошибке признали мошенническим?
Варианта всего два: обратиться напрямую в банк, либо опять же в интернет-приёмную Банка России. В течение 15 рабочих дней специалисты проверят заявление и примут решение.
Можно ли вернуть деньги, если стал жертвой мошенников?
Согласно новому закону, банк обязан вернуть похищенные деньги, если реквизиты были в базе ФинЦЕРТ, но операцию не заморозили и не предупредили клиента. В таком случае организация обязана возместить полную сумму в течение 30 дней. Для этого достаточно просто обратиться в банк с заявлением.
Ранее «Город Прима» рассказывал, как определить мошенника по фразам.