Выставка Виктора Сачивко «Повторение»
Предваряя выставку словами предисловия, легче всего сказать о некоторых сторонах проекта, избегая подробностей и усложнений, так, чтобы это было необременительно для чтения и достаточно просто для предварительного понимания.
1. Как и предыдущие проекты, проект Повторения соответствует классическому правилу драмы — требованию единства «времени, места и действия». Произведения, составляющие пространственную ткань экспозиции, выполнены в Красноярске, в течение одного календарного года (2023) и изначально мыслились как композиционные, пространственно-средовые элементы четвертого этажа — именно этого архитектурного пространства красноярского музея «Площадь Мира».
2. Отдельные фрагменты экспозиции, в которых выставлены картины, хронологически давнего или сравнительно недавнего времени, играют композиционно-смысловую роль рефренов к самому феномену и отнюдь не простой идее «Повторения».
3. Жанр натюрморта представлен в большом количестве, что необычно для меня, так как я считаю традиционную жанровую ориентацию в живописи на сегодняшний день малопродуктивной и неинтересной в творческом отношении. Но на этот раз кое-что значительное удалось создать и в этом классическом жанре изобразительного искусства. То же хочу сказать в отношении еще одной части экспозиции, где жанровость и традиция также очень ощутимы, это «Философский кружок».
4. Живописные структуры матричного, фризового или сериального типа являются основным смысловым и пространственным элементом построения целого, их сочетание, перетекание, контраст или диссонанс создают возможность синтетической архитектурно-живописной выразительности, что, по моему мнению, выводит выставку из современного, широко распространенного типа ординарно-развесочной экспозиции или тотальной инсталляции в область мистериального или храмового искусства.
5. Являясь сторонником субъектного, авторского искусства, единственного имеющего основания достигать подлинного, я рассчитываю на включение зрителя, на его способность к самостоянию и личному восприятию, отношусь к этому без пренебрежения и с доверием.
6. «Повторение» — таковое название, или самоопределение, пришло ко мне свыше, я до конца и сам не понимаю, что оно значит и в каких горизонтах открывается ясно. Но не лишне упомянуть некоторые философские параллели, концепцию Ницше «Вечного возвращения», одноименный текст Кьеркегора «Повторение», вечно чтимый и не разгаданный Апокалипсис от Иоанна, также и роман Достоевского «Братья Карамазовы».
7. К выставке, в светлую минуту тяжелого для меня года, пришла мысль добавить еще один раздел — альбомное рисование этого же 2023 года. Я отобрал часть рисунков (210 рисунков), отнесясь без купюр только к зарисовкам очень меня восхитившего и увлекшего философского собрания (на одном из видео-каналов), — 81 рисунок, на основе которых была написана живописная серия «Философский кружок». В общем, выставленные рисунки не являются эскизами к картинам, но они показывают мотивацию, интенции, поиски и степень напряжения этого года. (Раздел рисунков находится по соседству, на следующем уровне музея, на Полиэкране).
0+