Как красноярские лонгбордисты проехали тысячу километров по Заполярью

Большое путешествие красноярцев станет основой документального сериала

Артём Владимиров и его коллега Сергей Бастрыкин недавно завершили очередную экспедицию на лонгбордах. На этот раз покоряли дороги российского Севера. Марафон стал личным рекордом атлетов и по преодолённому расстоянию, и по значимости: первыми в мире ребята проехали более тысячи километров на досках по Приполярью и за Полярным кругом. Автономно. При помощи силы ног.

По пути лонгбордисты сняли сериал, а вернувшись в Красноярск, Артём рассказал «Городу Прима», как прошёл новый заезд и чем он отличался от «Енисейского марафона»‎.

Для справки:

«Енисейский марафон«‎ по Сибири и Хакасии Артём и Сергей устроили два года назад. 1015 километров на лонгбордах они проехали от Красноярска до села Хандагайты в Тыве. Это был первый большой заезд, вдохновлённый тягой к путешествиям, открытию родных мест и антропологическим изысканиям.

Под палящим солнцем и дождём лонгбордисты нарезали километры по проезжей части, ловили кайф и любовались природой. Их соблазняли автостопом, пугали медведями и снимали на камеру.

По итогам Енисейского марафона вышел одноимённый полнометражный фильм. Картина завоевала несколько наград: гран-при на фестивале «Неизвестная Россия» и приз зрительских симпатий на фестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге. Посмотреть «Енисейский марафон» (12+) можно на платформе Wink.

Что мы делали два года

До Заполярной экспедиции мы получали награды за «Енисейский марафон» и готовили новые проекты. Когда завершили первое путешествие, у нас было чёткое ощущение, что этот формат надо масштабировать на всю страну и в долгое путешествие надо бы отправиться ещё раз, но конкретики было мало.

В итоге за два года мы подготовили два проекта — марафон по Приморью и экспедицию по Русскому Северу. Первый пришлось отложить, потому что вышла довольно большая смета и возникли нюансы с логистикой. С Заполярьем оказалось чуть проще, и, учитывая, что мы оптимизировали затраты, найти партнёра удалось достаточно быстро. Им стал сервис «ВК Видео».

Заполярный старт

Сразу скажу: 1131 километр, как было заявлено в презентации проекта, преодолеть не удалось. Не обошлось без ремонта дорог, когда передвигаться по трассе невозможно было даже пешком, а затем дали о себе знать старые травмы, но порог в тысячу мы перешагнули.

Такой заезд требует большой выносливости и физической силы. Неподготовленному человеку совершить подобное невозможно, поэтому за пару месяцев до старта, когда сошёл снег, начали тренироваться — регулярно накатывали километраж. В день 20-30 километров — не больше. Тут важна систематичность, а не расстояние. Плюс к этому — обычная зарядка — отжимания, пресс и прочее.

Параллельно с нашими партнёрами мы доработали концепцию. Этот заезд усложнили за счёт эмбарго на гаджеты. Использовали только доцифровые, аналоговые технологии. Что касается общения, путевых заметок и навигации, мы опирались на «старые» методы. Для записей — блокнот, для фото — плёночный фотоаппарат, для связи с близкими — почта. Но, кстати, ни одной открытки так и не отправили. К сожалению, традиция печатать «карточки» с местными достопримечательностями ушла в прошлое, и во всех почтовых отделениях продают безликие картинки.

На связи был только линейный продюсер, через него сообщали близким, что с нами всё в порядке.

Если по-честному — телефоны у нас всё-таки были включены, но их мы использовали только в качестве фотоаппарата, чтобы набрать побольше интересного контента.

А вот в блокнотах много записей, которые дальше будут использоваться для создания сериала. Крутым опытом была и ориентация на местности по бумажной карте. Например, расстояние рассчитывали по «квадратикам» и масштабу. Первые несколько дней было неудобно, но потом привыкли, и всё, оказывается, очень просто и удобно.

В итоге получилось так, что запрет на гаджеты, как предполагалось, заезд не особо усложнил. В дороге особенно не замечаешь этого недостатка — на большей части пути связи нет в принципе, а ежедневных походных задач так много, что времени тыкать в экран попросту нет.

Сборы

В прошлый марафон мы брали с собой минимальный запас еды: крупы, лапшу, тушёнку, воду; кухонные принадлежности: джетбойл, газ для него, необходимую посуду; одежду: тёплые куртки, дождевики, шорты, тайтсы, по пять пар носков и по три пары кроссовок, которые то и дело стирались об асфальт. А ещё спальные мешки, палатку, минимальную аптечку и технику: камеры, зарядные, пауэрбанки, флешки и прочее.

В подходе к этому заезду в плане сборов с прошлого марафона мы принципиально ничего не изменили. Просто учти географию нового для нас региона. Это всё-таки север, где даже летом температура выше 20 градусов не поднимается. Но, кстати, в этот раз было много жарких дней. Для нас как для путешественников это хорошо, а как для кинематографистов — плохо, ведь чем хуже погода, тем лучше картинка.

Мы обновили экипировку: взяли больше технологичных вещей и тёплых носков, которые грели, даже когда мы ехали с мокрыми после дождя ногами.

Рюкзаки оказались тяжелее, чем в прошлый раз. Потребовалось больше оборудования, потому что по Заполярью съёмочная группа с нами не поехала. Плюс, когда планировали маршрут, выяснилось, что на некоторых его отрезках населённые пункты не будут встречаться по три-четыре дня. Всё приходилось везти на себе.

Повезло, что Карелия и Мурманская область — водные регионы, поэтому воды много не тащили. Просто взяли с собой фильтр и регулярно им пользовались.

Ещё, чтобы облегчить рюкзаки, провиант мы разделили на несколько частей, заранее разослали почтой по разным точкам маршрута и по дороге просто забирали его. Время мы рассчитали чётко, да и почта России не подвела — доставила всё вовремя.

Арктические нюансы

Если говорить в целом — всё было как обычно — дорога, остановки, отдых, ночёвки, но свои нюансы у Арктики всё-таки нашлись.

Из минусов — кровососущие на любой вкус и цвет.

В Карелии нас одолевали комары. Там они кусают и ночью, и в дождь — не как в Сибири. А мошка и гнус проникали даже через москитные сетки. Но через пару дней мы привыкли и к этому.

Из плюсов — дороги.

Было существенно легче, чем у нас, потому что рельеф в Карелии проще. Там практически нет перепадов — за день-два до 20 метров, для расстояния в 150 километров это едва ли не абсолютно гладкая поверхность. И очень хочется похвалить асфальт — его можно назвать идеальным.

В Мурманской области с асфальтом тоже всё было хорошо, но рельеф уже поменялся — появились сопки. За день раз по пятнадцать приходилось быстро подниматься вверх и резко спускаться вниз. Как на американских горках.

Воздух в Арктике тоже совсем другой. Он более влажный из-за обилия озёр, которые испаряются даже в холодную погоду. Плюс много мха, и его запах чувствуется, как и аромат грибов.

В Карелии проблема с воздухом только в районе Сегежи — уже на подъезде к городу можно ощутить характерный не очень приятный запах бумажного производства.

Северный маршрут

Выехали мы 20 июня из Петрозаводска.

Изначально планировали проехать до Борисоглебского, но в итоге финишировали в Заполярном. В Борисоглебский нужен пропуск, и тут я просчитался — не заказал его. На первом пограничном пункте нам вежливо объяснили, что попасть в город нельзя и крайней точкой маршрута может быть только Заполярный. В целом, это даже неплохо — получилось, что проект с названием «Путь в Заполярье» заканчивается в Заполярном.

По дороге было несколько остановок, и, основываясь на том, что мы увидели, могу сказать, что Север — это реально круто. Без преувеличений. Это уникальные места, где самое яркое явление — полярный день, когда солнце не садится вообще, и ты можешь ехать и снимать хоть круглые сутки.

Очень понравилось недалеко от Варзуги, в селе Кашкаранцы — это порядка двадцати старых рыбацких домов на берегу Белого моря. Запредельная локация — Дальние Зеленцы — музей под открытым небом — заброшенное поселение. Людей там нет, но периодически на Коррозионную станцию проверить результаты исследований приезжают учёные. В этом месте находятся остатки Мурманского морского биологического института. Смотреть на всё это хотелось бесконечно.

Не хочется никого обидеть, но мы всё же отметили, что уровень жизни пониже, чем в Сибири и Центральной России. Есть города уютные типа Медвежьегорска, где как-то следят за чистотой и внешним обликом. А есть «пропащие» места типа Кеми. Там лучшее место, где могут работать люди, это станция на железной дороге. Всё весьма плачевно.

Местные жители очень спокойные, сдержанные, ведут себя с достоинством. Не суетятся, не кричат, все очень по-северному, но приятно.

Много встречали военных людей. Моё личное наблюдение и открытие — лицо российской армии сейчас абсолютно другое, нежели 15-20 лет назад. Сейчас они все — с иголочки: хорошо одеты, у них блестит обувь. С выправкой, очень культурные. Очень болеют за страну, и реально гордость берёт, что есть у нас такие ребята.

Со многими удалось пообщаться. Среди них оказался парень, который буквально за день до нашей встречи посмотрел «Енисейский марафон». Он не знал, что мы на Севере, просто подошёл и спросил: «А я вчера фильм про вас смотрел?». Мы такие: «Ну да, наверное». Уточнились. Выяснилось, что так и было. Говорит: «Офигеть, я вас встретил». А потом рассказал свою историю. Оказалось, он из Казани и в Мурманск к родным приехал на время отпуска. Предложили ему сфоткаться, но отказал — сказал, что не положено.

Из необычной северной еды удалось попробовать крабов, гребешков, морских ежей. Ежи — какая-то сладкая, йодистая масса, и я не понял, почему вокруг них такой ажиотаж и кипеж. Ещё ели странные местные пироги — калитки. Пресное сухое тесто с начинкой из пшённой каши. Довольно странное сочетание, и нам с Сергеем оно не понравилось.

Всего мы пробыли в пути 30 дней. 21 из них — чистой езды. Завершили экспедицию в Заполярном. Оттуда поехали в Мурманск, куда к тому времени прибыла наша съёмочная группа. Вместе с ребятами мы ещё раз проехались по маршруту, чтобы доснять моменты, где мы с Сергеем будем вдвоём, и сделать более кинематографичные кадры. Помимо этого, посетили места, куда на досках было не добраться: Дальние Зеленцы, полуостров Рыбачий и село Кузомень на берегу Белого моря.

Сейчас вовсю идёт монтаж. В результате получится документальный сериал «Путь в Заполярье» о нашем новом марафоне. Это будет эксклюзив платформы «ВК Видео». Четыре серии по сорок минут. Первая выйдет совсем скоро — 15 октября.

Надеюсь, это станет началом большого проекта. В дальнейшем мы планируем в таком же формате отснять истории следующих путешествий.

Что в планах

Мы хотим объехать всю страну. И следующим регионом, скорее всего, станет Алтайский край и Республика Алтай. Мы бывали там и раньше, но теперь планируем более тщательно изучить эту территорию. Проехать от Новокузнецка до границы с Монголией. Во всяком случае, пока представляется так. Также в планах «добить» Приморский край и посетить Кавказ. Но это попозже — придется подкачать «физуху» — горы там покруче и забираться надо будет повыше.

Ну и ещё что-нибудь… Что-нибудь ещё…

Всех секретов заезда Артём не раскрывает. Оно и понятно — самые сладкие «изюминки» будут собраны в сериале «Путь в Заполярье». Ну а пока, в ожидании релиза, следить за его подготовкой и другой деятельностью Артёма и Сергея можно в telegram-канале с эффектными фотографиями и интересными историями из путешествий.

фото: предоставлены Артёмом Владимировым

Поделиться
Поделиться
Поделиться