10 неудобных вопросов дирижёру

Расспросили Владимира Ланде, зачем дирижёру палочка, что делать, если музыкант фальшивит, и как репетировать без оркестра

Всё о том, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить. Продолжаем нашу традиционную рубрику, где эксперты отвечают на вопросы, которые обычно люди стесняются задавать, чтобы не выглядеть глупо.

Сегодня на 10 неудобных вопросов от читателей «Города Прима» отвечает главный дирижёр и художественный руководитель Красноярского Академического симфонического оркестра Владимир Ланде. Узнаем, может ли оркестр обойтись без дирижёра, а он сам — без палочки и фрака.

Зачем нужен дирижёр, если все в оркестре умеют играть?

Хотя все музыканты в оркестре могут и умеют играть, каждый по-своему видит произведение, по-своему понимает его стилистические особенности. Задача дирижёра — синтезировать эти различные интерпретации, сформировать единый замысел как в процессе репетиций, так и во время исполнения. В итоге объединить музыкантов в коллектив, а отдельные партии — в произведение и таким образом помочь оркестру звучать гармонично.

Кроме того, дирижёр — важное передаточное звено между оркестром и зрительным залом. Он не только посылает энергетическую составляющую музыки слушателям, но и возвращает энергию из зала обратно в коллектив.

Что делать, если солист забыл ноты во время концерта?

Подобные ситуации в мире музыки случаются достаточно редко. Наизусть играть начали только в середине XIX века, и Ференц Лист стал первым, кто эпатировал публику, выступая без нот. Позже эта практика приобрела популярность. В ходе исполнения могут возникать различные обстоятельства. Иногда солист может начать повторять фразу с того момента, который он помнит, пытаясь «разогнаться» и перескочить забытое место.

Бывает так, что солист полностью останавливается, в то время как оркестр продолжает играть. В таком случае он может вспомнить свою партию и вернуться к игре из определённого момента. Если солист начинает зацикливаться на одном и том же, мы стараемся следовать за ним. Хотя бывают и крайние случаи, когда солист совсем останавливается и теряется. В таких ситуациях я помогаю ему освежить память, показывая ноты в партитуре, и мы продолжаем с определённого места. Однако в моей практике подобное происходило лишь однажды.

Что вы чувствуете, если кто-то из музыкантов играет «грязно»?

Скорее, фальшиво. Если кто-то в оркестре фальшивит на репетиции, то мы останавливаемся и поправляем, либо продолжаем, но я показываю, что нужно играть выше или ниже. Я понимаю, что с этим музыкантом должна проводиться определённая работа. Но никаких других эмоций — это чисто рабочий эпизод. Никто не будет устраивать истерики или вырывать себе волосы — ни я, ни музыкант.

Мешает ли оркестру шум из зала?

Часто мешает. Особенно если в какой-то тихой части зазвонил телефон, кто-то шумно разговаривает, громко встаёт и садится. Мы, конечно, стараемся концентрироваться и не обращать на это внимание, но мешает, порой — очень сильно.

Пользуетесь ли вы дирижёрской палочкой и зачем?

Палочка помогает отточенности штрихов, более точному указанию, где находится доля, но у игры без палочки тоже много преимуществ. Очень часто я дирижирую и без палочки. Это может помочь в звуковедении, особенно если это какая-то кантиленная, более медленная музыка — размеренная часть симфонии или концерта.

Репетирует дирижёр только с оркестром или может и без?

Прежде чем выйти к оркестру на репетицию, я, безусловно, занимаюсь с партитурой очень долго. Изучаю, репетирую и тому подобное. Но мои репетиции выглядят не так, что я выхожу в пустой зал и просто машу руками перед пустой сценой. Я прогоняю материал в голове и достаточно много времени провожу за роялем до встречи с оркестром.

 Может ли оркестр без репетиции (с листа) без ошибок сыграть новое произведение?

Это зависит от того, какое оно — новое произведение. Если достаточно простое и доступное, то да, конечно, можно сыграть сразу с листа. Если нужны более серьёзные проработки, то вряд ли. А ещё не стоит забывать и о том, какой играет оркестр. К примеру, Лондонский симфонический оркестр почти любое произведение может сыграть сразу без ошибок. И таких коллективов в мире 5-6. Но это не значит, что, сыграв с листа, они уже звучат превосходно. Всё равно необходимы репетиции.

Обязателен ли дирижёру фрак на выступлениях или можно обойтись строгим костюмом?

Я дирижирую в смокинге. Иногда, когда я дирижирую оперу, я надеваю фрак. Но больше люблю смокинг, потому что это более мобильная одежда и она меньше сковывает движения.

Почему в программах мало современных авторов?

Проблема развития музыки во второй половине XX века заключалась в популярности так называемой «атональной музыки», возникшей из экспериментов Арнольда Шёнберга. Эта форма не учитывала биологические возможности человека воспринимать информацию. Мелодия, гармония и ритм — основа музыкального восприятия. Но в атональной музыке один или несколько из этих компонентов часто отсутствуют, что делает её сложной. В результате многие слушатели начали избегать современных произведений, предполагая, что именно в таком стиле они будут написаны.

Сегодня, благодаря усилиям композиторов и влиянию кино, современная музыка возвращается к основам, заложенным классиками: мелодии, гармонии и ритму. Мы снова развиваем связь с молодыми авторами и надеемся, что будем исполнять всё больше интересной и по-настоящему талантливой музыки, созданной нашими современниками.

Нужно ли оркестрам исполнять поп- и рок-музыку или только классику?

Это, опять же, зависит от того, какой это поп и какой это рок. Если это написано действительно на хорошем уровне, то да, конечно. Почему бы это не сыграть? Понятие классической музыки гораздо шире, чем люди считают. И поп, и рок, и всё остальное всё равно вышло из классической музыки. Так или иначе элементы классики можно найти в любом произведении. Иногда это даже полезно для музыкантов

Поделиться
Поделиться
Поделиться