Джемма Аветисян: «Режиссёр — это 90% организатор и 10% творец»

Новый главный режиссёр музыкального театра о работе, постановках и своих мечтах

Корреспондент «Вечернего канала Прима» Максим Конарев прогулялся по проспекту Мира с новым главным режиссёром Красноярского Музыкального театра Джеммой Аветисян и расспросил её о работе, новой постановке «Алые паруса» и о мечтах.

Джемма Аветисян окончила Новосибирский театральный институт по специальности режиссёр драмы. Ставила спектакли в театрах Новосибирска, Самарском академическом театре драмы имени М. Горького, Томском областном театре юного зрителя, Канском драматическом театре. В августе 2024 года она стала главным режиссёром Красноярского музыкального театра, где уже шли её постановки «Восемь женщин» и «Приключения Коли и Миши».

Как выглядит ваш обычный день в театре?

— Он проходит между репетициями, встречами, планёрками и своими внутренними задачами. Сейчас начало сезона, и много всего надо изучать. Поэтому дни провожу насыщенно, но это и круто. Мы молодые, у нас много энергии и идей, и пока есть потенциал и тонус, нужно его придерживаться.

Ваша работа наполнена рутиной?

— Я бы так не сказала. Сейчас развею один из главных мифов о том, что режиссёр — это творческая профессия. Казалось бы, да… Но на самом деле режиссёр — это 90% организатор и 10% творец. В этой работе огромное количество людей, задач, структур, и если ты не способен всё организовать так, чтобы это работало бесперебойно, выстроив определённую систему, тогда позитивный и продуктивный творческий процесс превращается в разваленный и инфантильный. Я всегда за то, чтобы всё было распланировано и продумано.

Можно ли сказать, что жёсткий тайминг и чёткость для вас принципиальны?

— Да. Всё началось с детства. В моей семьей я единственный человек, который просыпался чётко по будильнику. Вот заведён он на 9:03, я и просыпаюсь чётко в это время.

В одном из интервью вы говорили, что в музыкальном театре главное — музыка. А вы сами занимаетесь музыкой?

— Да. У меня огромный опыт личных поисков. Вообще я барабанщик. Также параллельно у меня был опыт обучения в музыкальной школе по классу фортепиано и по классу гитары. Мне самостоятельно нравится изучать инструменты, для меня это какая-то личная наука. Одно время у меня была виолончель, мне было интересно изучить и понять, как она устроена, когда у тебя нет ладов, когда ты должен почувствовать эту музыку, какие вибрации ты ощущаешь, когда ведёшь смычком. Для меня это какой-то космос.

Ваша история с Красноярским музыкальным театром длится уже некоторое время. Вы ставили «Восемь женщин», «Приключения Коли и Миши», ожидаем «Алые паруса». Как удаётся брать столь разные проекты?

— Первое знакомство с театром случилось ещё весной прошлого года. Я приехала на мастер-класс, познакомилась с солистами, театром и руководством. Потом уже постановка одна, другая, и в дальнейшем та должность, на которой я сегодня существую. Мне кажется, что это правильный путь, безэмоциональный, несюминутный, а путь такого взвешенного решения.

В спектаклях «Восемь женщин» и «Коля и Миша» нет хора и балета, они в этом плане более камерные по составу артистов. Рост до «Алых Парусов» в рамках Красноярского музыкального театра — это следующая ступень такого масштабного проекта, где будут и хоры, и балет, и полноценный состав оркестра, и другой масштаб количества занятых солистов. Я думаю, что это должна быть важная история, потому что и сам материал очень хороший, и музыкально это хорошая классика. Важно, чтобы она звучала в театре. Ассоль — не персонаж, который, сидя на диване или у моря, плачет, мечтает и как-то зефирно поёт свою прекрасную, всем знакомую, арию. Нет, в тексте этой арии заключено действие, и Ассоль — персонаж с действием. Это человек, который сформировал внутри себя мечту, идею, и каждый день строит этот маяк, закладывает кирпич за кирпичиком, тем самым приближая себя к этой мечте. Иначе никак.

Если говорить об аудитории, «Приключения Коли и Миши» позиционировался как спектакль для семейного просмотра. «Алые паруса» тоже ориентируются на семейную аудиторию?

— Мы привыкли, что эта тема и это название — детские. Однако, на мой взгляд, это не так. Конечно, мне бы хотелось сказать, что эта постановка для семейного просмотра, но есть ощущение, что всё-таки здесь нужен как минимум подросток. Это тот возраст и то время, когда тебе действительно нужно услышать себя, понять, к чему я хочу идти, находясь в одном шаге от взрослой, самостоятельной жизни. И вообще, как в этой жизни существовать, как взаимодействовать с миром, как мира не бояться и как действовать, даже когда тебе говорят, что ничего не получится.

«Алые паруса» — это в том числе про веру в мечту. О чём мечтаете вы?

— Сейчас… Надо же как-то честно ответить. У меня есть реальная задача, миссия, цель, мечта, чтобы зритель переоткрыл для себя музыкальный театр. Что это не перья и стразы, которые тоже могут быть прекрасными и замечательными. Но в этих перьях и стразах заключён определённый смысл, история, цель и задача.

фото: Красноярский музыкальный театр (vk.com).

Поделиться
Поделиться
Поделиться