3 и 4 октября в Красноярске пройдёт медиафорум «Енисей» (12+). Это главное в Сибири событие для журналистов, блогеров и всех, кто создаёт контент. В программе мастер-классы, семинары и дискуссии о будущем медиа. «Город Прима» попросил спикеров ответить на три вопроса: о трендах, источниках информации и самых интересных событиях форума.
Алексей Додатко
Председатель Законодательного собрания Красноярского края
➀ Для меня как депутата в первую очередь важна связь с жителями края. И тут не будет каких-то открытий — год от года нарастает роль и важность социальных сетей, появление и развитие цифровых инструментов, которые дают людям больше возможностей быстро донести до власти и решить проблему. В соцсетях можно сформировать свои площадки для непосредственного общения с жителями, для оперативного реагирования на возникающие вопросы.
➁ Фактор доверия в последнее время, с развитием искусственного интеллекта и возможностей для создания дипфейков, становится главным. Это касается и различных новостей в сфере законодательства. Поэтому если хотите быть в курсе и не ошибиться, читайте kremlin.ru или сайт Государственной думы и сайт Законодательного собрания sobranie.info. Что касается оперативных событий, то, как и многие, читаю о них в телеграм-каналах.
➂ Планирую участвовать в панельной дискуссии об основных тенденциях 2024 года в развитии общественно-политической ситуации. И, конечно, на форуме будет много очень интересных личностей, журналистов, которые работают в самых горячих точках СВО. Их опыт и общение с ними очень ценны.
Олеся Серёгина
Журналист, блогер, телеведущая «Матч ТВ», создатель благотворительного фонда для профессиональных спортсменов, завершивших карьеру, «Дополнительное время»
➀ Моя основная сфера деятельности — спортивная журналистика. Она сильно трансформировалась, и, на мой взгляд, сейчас отличное время, чтобы стать экспертом в новых нишах, куда мало ещё кто смотрит. Для этого надо смотреть туда, где только начинают зарождаться инфоповоды и где ещё мало экспертизы. Фиджитал-игры, например. Или кросскультурные мероприятия — всё, что связано с Индией, Китаем, Африкой. Умеренное использование в работе нейросетей. Помнить, что грань между журналистом и блогером стирается всё больше, а ТВ закупает самобытные форматы, опробованные блогерами-журналистами.
➁ Я тревожный человек и сильно переживаю из-за происходящего. Увижу какую-нибудь шокирующую новость и потом могу плохо спать несколько дней. Так что стараюсь потреблять минимум лишнего контента и порой новости, не связанные с моей работой, намеренно пропускаю. Всегда узнаю о спортивных событиях из ресурсов «Матч ТВ», читаю телеграм-канал «Чемпионат» и сайт Sports.ru.
➂ Лично я очень жду выступления Дмитрия Пучкова, обязательно зайду к коллеге Марии Ситтель. Жду формата Медианочь — любопытно, как это будет организовано.
Вячеслав Прохоров
Директор внешнего продвижения «Вконтакте»
➀ Основной тренд, точнее, подход, не менялся никогда — делать качественный, интересный аудитории контент. Дальше начинается разделение, потому что какой-то «единой» аудитории не существует. Для любого проекта можно выделить «ядро», которое и будет определять контент-стратегию. Но если уж выделять популярные темы, то это вертикальные видео и нейросети. Первые — самый активно развивающийся формат в интернете. Есть все основания полагать, что они с нами надолго, потому что это максимально нативный формат для смартфонов. Генеративные нейросети же ни в коем случае не являются «волшебной кнопкой» и не станут заменой живому человеку. Однако уже сейчас это хороший вспомогательный инструмент для авторов контента.
➁ Стараюсь не читать до обеда советских газет. В последние годы сильно сократил потребление новостного контента, чтобы избежать информационного перегруза. Предполагаю, что действительно масштабные события вряд ли пройдут стороной.
➂ Медиафорум «Енисей» — удивительное мероприятие, на котором сложно выделить каких-то конкретных спикеров. Здесь исключительно люди, заслуживающие внимания. Поэтому я могу рекомендовать участникам постараться вместить максимум, при этом не просто «сидеть и слушать», а активно участвовать и стремиться получить максимальную пользу. Ведь именно на «Енисее» её можно получить вагоны!
Анна Ковтунова
Руководитель службы образовательных проектов RT, создатель и руководитель Школы RT
➀ Картинка, картинка и ещё раз картинка. Тренд новым не назовешь, но с каждым годом он всё актуальнее, а видео всё больше отвоёвывает аудиторию у текстов. Форматы — в зависимости от платформы, просто «перезалив» одного ролика/сюжета на разные площадки не работает.
➁ Как и большинство коллег по цеху, новости читаю и смотрю в Telegram. Новости из всех сфер я читаю на родном RT, самые свежие видео смотрю в канале видеоагентства Ruptly, за новостями экономики я иду на канал «Банкста», а за лёгкий, с юмором подход к событиям и аналитике очень люблю «БП Онлайн». Если же говорить о новостях о ТВ, которые тоже не стоит сбрасывать со счетов, — за международной ситуацией слежу в эфире RT International, за событиями в России — в вечерних новостях на «Первом канале» или «России 24», а про то, что происходит в моём городе, с радостью узнаю на «Москва 24».
➂ Вся программа мощная, выбор участникам будет сделать крайне сложно. Если необходимо выделить несколько — я бы послушала дискуссию про фейки и деструктивный контент, разбираться в этом и уметь отличить фейк является в наше время информационных войн ключевым навыком для любого журналиста. Обязательно стоит посетить сессии по ключевым платформам в соцсетях — Тelegram и ВК. И, конечно, крайне интересны мастер-классы от Марии Ситтель и творческая встреча с Дмитрием Пучковым.
Александр Малькевич
Журналист, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, сопредседатель Координационного совета по интеграции новых субъектов Российской Федерации при Общественной палате РФ, завкафедрой социальных коммуникаций АГПУ
➀ На самом деле основные тренды в Telegram не так уж отличаются от того, что мы видим в жизни.
Во-первых, пользователи всё больше ценят лаконичные и информативные посты. Длинные тексты часто пролистывают, поэтому «умный» контент должен быть максимально сжатым и доступным.
Например, я пересмотрел подход к подаче новостей на одном из своих каналов: важна чёткость и простота.
Во-вторых, визуальный контент — фото, видео, гифки, мемы и стикеры — становится мощным инструментом усиления информации. Не говоря уже о том, что аудитории интересна личная жизнь авторов каналов.
Именно поэтому я запустил отдельный проект «Малькевич. Личное», где делюсь эпизодами из повседневной жизни. Там я могу позволить себе быть обычным человеком — иногда даже немного брюзгой. Это помогает устанавливать более тесный контакт с подписчиками.
Третий тренд — это акцент на обсуждении актуальных событий, особенно в политике и обществе. Telegram стал настоящей площадкой для открытых дебатов, где поднимаются темы, которые часто обходят вниманием в других соцсетях. Здесь формируется думающая аудитория, которая не просто читает, а активно анализирует.
Ну и, конечно, интерактивность — один из главных трендов. Каналы всё чаще взаимодействуют с подписчиками через опросы, комментарии и обратную связь. Люди хотят быть частью процесса создания контента, а не просто его потребителями.
➁ Папку своих любимых Telegram-каналов я бы разделил на несколько стопок:
— «Беспощадный пиарщик» и «БП онлайн» — два моих любимых канала, которые делают акцент на медиапространстве и PR.
В канале «IT News» очень качественный контент, особенно выделяются классные карточки и инфографика. Всё лаконично, проверено и визуально привлекательно.
— Отдельно отмечу авторский канал Екатерины Мизулиной. Он действительно крутой. Без шуток. Екатерина Михайловна публикует много актуального контента, который интересен молодёжи. Я как многодетный отец это особенно ценю. Информация не только интересная, но и полезная для подростков. Воспользовавшись служебным положением, я даже организовал встречу моей старшей дочери с Екатериной (с которой мы давно дружим) — дочка была в полном восторге.
— Новостные каналы. Их тоже несколько в моей подборке. Конечно, «RT на русском» — международная повестка с качественными аналитическими материалами. Следом идут Lomovka и Readovka. Люди, события, факты — всё там. Конечно, слежу за новостями в официальных каналах правительства России и президента РФ («Кремль. Новости»). С таким подходом не пропустишь ничего важного.
А вообще всем советую перепроверять любую яркую, «инсайдерскую» новость в нескольких авторитетных источниках. В мире фейков и постправды это становится необходимостью. Вспомните ситуацию с покушением на жизнь легендарного военкора Евгения Поддубного. Многие каналы успели выпустить целые некрологи! А он, к большому счастью, оказался жив!
➂ Пойду сам и зову всех на площадку «Журналистика в период СВО». И совсем не потому, что буду её вести (мне-то это как раз плохо, неудобно — ибо ведущий сам достаточно мало выступает). Просто там действительно и люди яркие будут, и — что крайне важно — знающие, что происходит в зоне СВО. Видели всё своими глазами. И задача наша — всем вместе понять, как увлекательно преподносить правду о происходящем там. Чтобы она была и интересной, и решающей государственные задачи.
Денис Терехов
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, управляющий партнёр агентства «Социальные Сети»
➀ В этом году наблюдается рост популярности коротких форматов контента — короткие видео, сторис, посты в Telegram — они привлекают внимание и требуют меньше времени для потребления. Также заметен тренд на персонализированные новости и материалы, адаптированные под конкретную аудиторию.
➁ Конечно, в Telegram. Федеральные новости — в «Раньше всех. Ну почти». В Красноярске — конечно, «Прима». Из политиков выделил бы канал первого вице-губернатора Сергея Пономаренко и депутата Заксобрания края Алексея Кулеша.
➂ Нужно обязательно послушать Александра Широких из НАТ, Юлию Загитову из Союза журналистов и Олесю Серёгину из «Матч ТВ».
Элеонора Расулова
Управляющая телеканалами ОТВ и «4 канал» (Екатеринбург)
➀ Главным трендом при создании контента остаются нейросети. Также популярны автоматизация и роботизация процессов, которые позволяют снять с плеч творцов рутинные задачи и сосредоточиться на креативных, оригинальных проектах. Тренд в потреблении контента — с интересом смотреть и ждать новые форматы, созданные с использованием современных технологий. Особенно неожиданно, когда это появляется на региональном ТВ. «ОТВ» и «4 канал» Екатеринбурга успешно применяют ИИ в своей работе.
➁ Чаще всего через телеграм-каналы. Это удобно, информативно. Новостные:
• «Осторожно, новости»
• «Раньше всех. Ну почти»
• «РИА Новости»
➂ Все события форума — топ. Вот лишь некоторые, куда рекомендую попасть: семинары «2024: особенности ТВ-потребления и измерения» и «Новые горизонты: как продвигаться СМИ на RUTUBE», мастер-класс «Тренды соцмедиа и СМИ — 2024. Кейсы использования аналитики соцмедиа для решения задач общества и государства».
Илья Гращенков
Политолог, президент фонда «Центр развития региональной политики»
➀ Доверие к анонимным источникам в политическом секторе телеграма снизилось, а аналитика и прогнозирование от источников открытых — выросло. В год, когда прошли две крупные избирательные кампании — президентская и ЕДГ-2024 — читателями были востребованы не традиционные слухи и вбросы, а более качественные исследовательские материалы, которые бы позволили сформировать компетентное мнение о ситуации в стране и мире. Как итог, политика в стране становится менее простонародной, но более серьёзной. При этом есть явная тенденция от поляризации мнений — к более взвешенному системному подходу.
➁ RTVI и канал «Контекст».
➂ Думаю, все спикеры отличные. Из тех, кого лично знаю и точно могу рекомендовать: Владимир Соловьёв из СЖ, Валерий Фёдоров (ВЦИОМ), Денис Терехов.
Александр Назаров
Руководитель управления информационной политики правительства Севастополя
➀ Каждая единица контента, которая создаётся сегодня, должна так или иначе на разных уровнях защищать интересы страны и продвигать традиционные российские ценности. Конкуренция медиаспециалистов и СМИ на рынке должна смениться объединением всех конструктивных сил.
Основные площадки для работы — VK и ОК. Особое внимание к последней. Главная площадка для видео — VK-видео, которая, скорее всего, станет основным видеосервисом для России.
Осознанное применение генеративного ИИ в создании контента. С другой стороны, борьба с фейками, которые делаются и будут массово производиться с помощью искусственного интеллекта.
➁ Основные российские информационные агентства и специфические профессиональные источники. Их слишком много, чтобы выделить какой-то один. Только по Севастополю у меня в папке 162 телеграм-канала. В любом случае призываю всех доверять только официальным источникам. Чем ближе к линии фронта, тем это критичнее.
➂ Всем настоятельно рекомендую посетить секцию про работу в медиа и СМИ во время СВО. К сожалению, не все в медиасреде до конца понимают, какие процессы глобально сейчас происходят, какие вызовы стоят перед страной и перед медиасообществом.
Три спикера, которых я отметил лично для себя: Георгий Лобушкин (я его давно читаю), Дмитрий Щугорев (очень интересно, как работает телеканал «Москва 24») и, конечно, Виктор Потуремский (чтобы принимать решения, нужно понимать реальные данные о состоянии аудитории и российского общества).
Елена Пензина
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, ведущая ТВ-программы «Всё для Победы!»
➀ Мне кажется, что наступило время, когда информация выдаётся и потребляется абсолютно всеми и зачастую совершенно бездумно. Информации много, и она низкого качества. Поэтому потребителю нужно учиться анализировать. Возможно, чувствуя фальшь или обман потребитель контента начал больше ориентироваться на официальные СМИ либо на людей, которым доверяет. Заметила, что и ленты люди почистили, оставив пару тройку информагентств и чатов.
➁ Новости из «телеги», потому что это удобно, читаю много разных каналов, в том числе и зарубежных. Обязывает профессия.
➂ Не могу кого-то выделить особо, у каждого спикера есть харизма, жизненный опыт и убеждённость в том, что он на правильном пути. Поэтому приглашаю на все площадки форума, будет интересно.
фото: vk.com/mediaforum_enisey