Как красноярец делает ковры с картинами художников

Интервью с создателем Tuftis.Art Сергеем Калуженовым

В Красноярске есть мастерская по изготовлению ковров в стиле тафтинг. Её создатель Сергей Калуженов не ограничился просто созданием милых интерьерных ковриков, он смог сделать из ковра настоящий арт-объект. Как ему это удалось и почему ковёр можно выставлять в галерее современного искусства — узнаете в материале «Города Прима».

Что такое тафтинг?

Тафтинг 一 это техника изготовления ковров, при которой ворс набивают в основу с помощью специального «пистолета» с пряжей. Из-за этой особенности метод еще называют ручной набивкой. Tuft с английского переводится как «пучок».

Тафтинг, хоть и звучит несколько экзотично, на самом деле достаточно распространённая техника. В советское время тоже делали ковры таким способом, но используя ручной инструмент. Просто была игла, и ей постепенно выбивали ковёр.

Набивка ковра. Вид с изнаночной стороны

Ковёр, сделанный по мотивам картины Александра Закирова

Почти всю жизнь в креативной индустрии

Я практически всю жизнь занимаюсь тем, что сегодня называется креативной индустрией. В 2008 году я пришёл из армии и начал заниматься бизнесом с социальным и творческим уклоном. Что такое бизнес в области креативной индустрии? Это создание продукта и увеличение стоимости за счёт каких-то дополнительных факторов. В 2012 году я создал первое, наверное, в городе креативное пространство, которое работало в формате антикафе, тогда это был очень популярный тренд. Кстати, это чисто российское изобретение.

— Сейчас есть «Каменка», «Пилот», мы часто слышим про сибирские креативные индустрии, но еще 10-12 лет назад всё держалось на инициативе и воодушевлении. Создавались какие-то коллаборации, собирались художники, музыканты, дизайнеры, модельеры — все, кто как-то связан с творчеством.

Мы существовали в месте, где сейчас располагается «Квадрат», — это бывшие производственные помещения с высокими потолками, большими окнами. В 2013 году хотелось открыть полноценное пространство, кластер для творцов, но не сошлись с собственником помещения, идея не реализовалась. Сейчас, конечно, я вижу, какой виток развития всё это получило, и, конечно, круто, что есть ресурс, есть возможности, что индустрия работает.

Первый ковёр забил на балконе

В какой-то момент я почувствовал себя в творческом кризисе. Мне хотелось общаться, хотелось быть в этой креативной тусовке. У меня было много свободного времени. Прошлым летом я сидел на балконе, листал интернет и наткнулся на статью в «Форбс» о команде ребят, которые делают крутые ковры. И тут-то мне пришла история с коврами: изначально я смотрел на это как на бизнес-проект — я изучал рынок, анализировал, есть ли конкуренты — на уровне края, на уровне страны, изучал зарубежный опыт.

Работы в мастерской

Tuftis.Art — так называется проект Сергея Калуженова

Сейчас, если вы забьёте в поисковик «тафтинг», то, в основном, увидите что-то в стиле аниме, мне это не близко, это не моя тема. Я точно понял, что такое я делать не хочу. Ну разве что по индивидуальному заказу. Мне ближе что-то более творческое, то, что никто не сможет повторить.

Там же, на своём балконе, уже летом я бил первую картину. Я сделал ковёр, понял, что в принципе понимаю, как это устроено и что это можно делать. Я всё изучал сам, реально по роликам в интернете, потому что на тот момент купить обучение за 50 тысяч было вне моих финансовых возможностей. Так что путём проб и ошибок я научился, узнал тонкости. Конечно, иногда кажется, что это легко: люди приходят ко мне на мастер-класс и говорят, что вроде ничего сложного. Но это легко, когда вас направляют, подсказывают, я потратил три месяца, чтобы только немного научиться. И процесс нелёгкий, не хочется, чтобы обесценивали этот труд.

— Очень важно, что я продумал своё уникальное торговое предложение — это коллаборации с красноярскими художниками, то, чем я мог выделиться на рынке.

«Мишку „Мона Лизу“ я всегда показываю, когда говорю о коллаборации с художниками».

Этот ковёр сделан по мотивам картины Евгения Каверзина

Как делается ковёр тафтингом?

Мои ковры — это полностью ручная работа. Используется технология забивания: берется пистолет, которым прошивается ткань, а с обратной стороны автоматически ножницами забитая петля подрезается. Получается такой пучок. Бить можно либо снизу вверх, либо слева направо, справа налево. Пистолет идет только в одном направлении. Получается строчка за строчкой. Рисунок мы предварительно наносим на специальную основу.

Набивку можно делать более плотной, можно — менее. Важно понимать, что повторить одно и то же изображение точь-в-точь невозможно — всегда будут какие-то отличия, потому что мы делаем это руками.

В основном, для ковров используется акрил. Это более износостойкий материал, и цвета мотков очень яркие

Можно сделать ковёр по индивидуальным эскизам

Далее мы этот ковёр проклеиваем, чтобы у него была плотная основа. Я на своих изделиях ещё делаю водонепроницаемый слой, чтобы его можно было положить на пол. Конечно, большая часть моих работ воспринимаются как настенные панно, но вдруг кто-то захочет подстелить их под ноги, всякое бывает.

Финишный этап — это контуринг, когда мы углом машинки выделяем детали, делаем границы более глубоким. Так получается фактура и выделяются отдельные элементы изображения.

Как «Тигр» Поздеева стал ковром

Сейчас у меня есть несколько направлений, по которым я работаю. Первостепенное это, безусловно, ковры по индивидуальным эскизам. То есть любой желающий может заказать ковёр, мы можем совместно разработать эскиз, обговорить размеры.

Второе — это коллаборации с красноярскими художниками: Саня Закиров, Женя Каверзин, Сёмыч С. Б. и др. Конечно, совсем недавно настоящей бомбой стал «Тигр» Андрея Поздеева, которого я сделал для галереи «В центре Мира». Там произошла очень интересная история. Я встретился с руководителем галереи, и мы обсуждали, что очень хотим посотрудничать, но не понимали, что и как можем сделать. И вот я уже собрался уходить из галереи и на выходе говорю: «Наталья, у меня есть мечта сделать ковёр с тигром Поздеева»». У меня изначально эта мысль была в голове, потому что элементы этой картины — они как раз подходят для забивки. Выяснилось, что через полтора месяца будет выставка, посвящённая Поздееву. Через хорошего друга я вышел на Фонд Поздеева, потому что нужно было разрешение на использование картины Андрея Поздеева.

Особо отмечу, что все картины, которые я используя для создания ковров, я заимствую с разрешения авторов. Более того, в случае продажи я перечисляю художникам 20 % от прибыли.

В общем, в фонде Поздеева я встретился с Валерией Гурьяновой, поделился своей идеей. Она сразу дала добро, и начали работать. И вот так получилось это трёхстороннее партнёрство, формат очень классный, и я очень доволен этой историей.

— Я честно не сильно рассчитывал, что этого тигра купят. Даже прикидывал, как я его размещу здесь, в новой мастерской в «Площади Мира». Но купили, забрали за 100 тысяч рублей. И это тоже очень показательная история. Произведение купили со знанием дела, что называется: покупатель понимает важность и творчества Андрея Поздеева, и того, как это исполнено. Я считаю, что эта история оправдала себя вообще на все 120%.

Создай свой ковёр

Ещё одно направление, в котором я работаю, это мастер-классы. Пока это больше для продвижения делается, чем для прибыли. Каждый может прийти и за пять тысяч рублей попробовать сделать ковёр, участник по сути работает только пистолетом, а все остальные этапы — проклейку, контуринг уже делаю я за него. Конечно, это довольно трудозатратно.

Есть ещё и индивидуальный мастер-класс, который включает все этапы, но это уже на несколько дней.
Люди любят такие события — у нас и годовщину свадьбы отмечали, и праздники.

— Приятно, когда ты делаешь открытый мастер-класс на каком-то фестивале. Это большой поток людей. Когда ты слышишь возгласы восхищения, это необычно и приятно. Приятно, когда ты можешь что-то новое, какие-то новые эмоции подарить людям.

Какие планы?

Интересно ещё то, что когда мы переехали в это пространство, я понял, что есть другой вектор развития. Эту идею я увидел у русскоязычных ребят в Европе: они создают некие синдикаты, когда у них есть одна общая площадка, но при этом разные сети, а ребята работают как разные авторы.

То есть очень хочется создать что-то наподобие коворкинга, где каждый мог бы пользоваться оборудованием, но бить уже что-то своё. Люди смогут развивать свой бренд, это бы продвигало творчество и важные для меня смыслы.

фото предоставлены героем интервью

Поделиться
Поделиться
Поделиться