В России могут сократить количество парковок около жилых домов. С 2026 года правительство намерено ввести гибкое нормирование количества машиномест на участках под многоэтажную застройку. Минстрою поручено изменить нормы к декабрю 2025-го. Это следует из дорожной карты министерства транспорта, который уже внесли в Кабмин. В ведомстве полагают, что это позволит снизить давление на улично-дорожную сеть городов — таким образом хотят снизить количество автомобилей и пересадить людей в общественный транспорт.
Сработает ли инициатива Минтранса и как должны быть обустроены парковочные места в жилых кварталах Красноярска, в эфире Вечернего канала «Прима» рассуждал архитектор Антон Шаталов.
Какие могут быть плюсы от такого решения
Честно говоря, мне самому странно это слышать. Плюсов объективных и очевидных я не вижу. Для застройщиков, безусловно, это послабление, потому что парковки — это всегда головная боль: где их разместить на территории, как их сделать в необходимом количестве. И, конечно, эта мера направлена больше на поддержку девелопмента и застройщиков.
Если мы говорим, что у эконом-сегмента жилья надо делать меньше парковочных мест, то люди всё равно будут ездить на автомобилях, они не пересядут на общественный транспорт, он им нужен для работы. И поэтому мне действительно эта инициатива кажется очень сомнительной.
От чего должно зависеть количество парковочных мест
Привязка количества и плотности парковочной инфраструктуры должна быть не к классу жилья, а к месту в городе. Потому что в центре города действительно высокая плотность обслуживания общественного транспорта, высокие провозные характеристики, выделенные полосы, всё близко. Получается, что жителям не нужна машина.
Если сравнивать с Мясокомбинатом или Солнечным, ситуация [в центре] лучше в разы, и это правильно. Единственное, что у нас плотность не всегда соответствует. У нас очень высокоплотные районы возникают на периферии, соответственно, и машин очень много.
Минстрой много лет назад разработал несколько моделей застройки и развития городов — это центральная модель, срединная и периферийная. Периферийная модель более всех обеспечена парковочными местами, но там самая низкая плотность. Центральная, при самой высокой плотности, в основном ориентирована на пешеходное движение и общественный транспорт.
Платные парковки во дворах — выход из ситуации?
Парковка — это же склад, по большому счёту. Поэтому и подземную парковку под жилыми комплексами, и надземные этажерки я приветствую всячески.
И сейчас мы видим тенденцию к тому, что они начали появляться и в особо востребованных местах, например, на Театральной площади скоро будет многоуровневая парковка, что тоже здорово поможет этому участку центра.
В подземных парковках жилых комплексов очень давно есть арендная схема. Многие покупают их в собственность. Сейчас стоимость парковочного места в новом ЖК начинается от двух с половиной миллионов рублей, поэтому платить две тысячи в месяц за гарантированное место, которое только твоё, считаю комфортным.
Какой должна быть стоимость платной парковки?
Это зависит от района. Цена парковочного места зависит от спроса — если он очень высокий, цены «улетают в космос». Когда спрос низкий, тогда нет смысла покупать и брать в аренду гаражи или подземные места, место можно найти на улице. В тех же Тихих Зорях это проблема, поэтому люди вынуждены платить.
Сколько сейчас стоит машиноместо
Наличие парковочных мест становится важным критерием при выборе недвижимости. С каждым годом проектов, которые предусматривает подземный и надземный многоуровневый паркинг, становится только больше. Некоторые застройщики продают парковочные места только жильцам. Но когда дом сдался, то купить парковку может любой желающий. Сейчас подземный паркинг — это ещё отличная инвестиция. Каждое пятое парковочное место приобретается с целью сдачи в аренду, либо дальнейшей перепродажи.
Минимальная стоимость парковочного места на надземном многоуровневом паркинге — 670 тысяч. Строительство подземной парковки обходится дороже, соответственно, цена на неё выше. Самое дорогое парковочное место, которое сейчас представлено в продаже, стоит больше четырёх миллионов рублей.
Поможет ли инициатива пересадить красноярцев на общественный транспорт?
Для этого необходимо развивать маршрутную сеть. Если мы живём на окраине города, и у нас интервалы автобуса более 15 минут, людям это неудобно. Из-за этого, как правило, у всех членов семьи есть автомобиль.
Если общественный транспорт будет развит, как в центре, то горожанам не нужно будет иметь столько машин — тогда решится и проблема с парковками.
фото: unsplash.com
Парковка во дворах: что делать с любителями оставлять машины на газонах
Нарушителей не пугают даже высокие штрафы
Как в Красноярске будут убирать дороги зимой
Эксперт рассказал, как на дорогах скажутся морозы и опасны ли реагенты
«В ямку — бух!»: что делать, если повредил машину на неровной дороге
Полезная инструкция для красноярцев