Красноярцы жалуются на массовую обрезку и вырубку деревьев. Зелёные насаждения в городе исчезают на глазах: какие-то пилят до половины, какие-то — под самый корень. Насколько уместно и чем оправдано такое обращение с посадками, «Город Прима» выяснил у экспертов-биологов, представителей муниципалитета и управляющих компаний.
Щепки летят
Совсем недавно бурную реакцию жителей города вызвала массовая вырубка деревьев в центре Красноярска. Особенно пострадала улица Карла Маркса — в районе Органного зала спилили аллею сосен, напротив ЦУМа вырубили тополя, а неподалёку от городской администрации выкорчевали 13 лип, 13 яблонь, 26 елей, три берёзы и одну рябину.
Центр подвергся «зелёной чистке» из-за строительства метро. По словам ответственных лиц, вырубка в этих зонах — вынужденная мера, поскольку именно здесь должны быть возведены «сооружения, необходимые для работы метро».
С подземкой всё ясно, и хоть приятного тут мало, ничего не поделаешь. Но как быть с другими локациями Красноярска, где изводят насаждения? Так, около двух недель назад сквер у красноярского цирка лишился аллеи кустарников, которые создавали приятную тень и служили своеобразным буфером между проезжей частью и прогулочной зоной — защищали от пыли, грязи и немножко от шума. Это только один случай. На самом деле примеров намного больше: рубят, пилят, подрезают парки, скверы, дворы. А называется это «формовочные и омолаживающие процедуры».
Зачем подпиливают деревья
Помимо строительства метро есть ещё несколько причин. Первая — для здоровья. Это фитосанитарная обработка зелёных насаждений, которая проводится ежегодно в соответствии с планом, который утверждает муниципалитет.
— Несколько лет назад мы с привлечением учёных-биологов разработали документ, регламентирующий порядок и правила обрезки деревьев. Сейчас он включён в перечень официальных правил благоустройства. Они действуют на территории Красноярска, и в соответствии с ним разрабатываются планы по обработке: побелке, подрезке и так далее.
Светлана Трушкова, пресс-секретарь департамента городского хозяйства
На территориях, подведомственных городу, а это скверы, парки, аллеи, работы, как правило, проводит Управление зелёного строительства или УДИБ. Светлана рассказывает, что непосредственно обработкой занимаются обычные рабочие, но процесс всегда курируют специалисты-озеленители. Они выдают бригаде план, объясняют, где, как и что подпилить или подрезать.
Вторая причина, которой руководствуется город, это безопасность. Если ветки путаются в проводах, деревья или кусты закрывают знаки дорожного движения, их спилят, даже если с санитарной точки зрения они в обработке не нуждаются. Также «демонтировать» дерево могут, когда очевидно, что его огромная ветвь при малейшем порыве ветра или под тяжестью снега отломится и упадёт. Это угрожает жизни и здоровью человека или несёт риск повреждения имущества.
Интересный факт отмечает биолог Института леса СО РАН Мария Кириенко. Специалист подчёркивает, что спил в целях безопасности уместен только в том случае, если в дальнейшем дереву обеспечат правильный уход. Иначе у тополей и клёнов начинают расти многочисленные побеги по всему стволу, дерево теряет естественный вид кроны и превращается, по словам Марии, в нечто похожее на метлу Бабы-яги.
— На обрезанных деревьях, которые превратились в столбы, отрастают новые побеги. Позже они превращаются в полноценные, крупные — скелетные — ветви, которые очень плохо прикрепляются к самому стволу, ведь держатся только за счёт почек под корой. При шквалистых ветрах или обильных снегопадах они очень быстро и очень часто обламываются.
Получается, что отсутствие должного ухода, как у нас чаще всего бывает — подпилили и бросили — только усугубляет риски. Дерево становится аварийным. Так что если обрезали дерево, будьте добры, следите за ним в последующие годы и приводите его в надлежащее состояние.
Мария Кириенко, биолог Института леса СО РАН
Как подпиливают деревья
К разным насаждениям — разный подход. Например, некоторые деревья вовсе нельзя спиливать. Так, для берёзы или яблони доступна только санитарная подрезка — удаление больных, повреждённых ветвей или срез для придания определённой формы кроне дерева.
А вот клёны, вязы или тополь глубокую обрезку переносят хорошо. Они довольно быстро восстанавливаются и дают поросль.
В правилах, утверждённых городом, это прописано, и, по словам Светланы Трушковой, специалисты следят за тем, чтобы всё выполнялось правильно. Однако учёные считают, что обработка зелёных насаждений в Красноярске оставляет желать лучшего.
— На мой взгляд, у нас делают избыточную обрезку. Предпочитают перебдеть. Они думают: «А вдруг это дерево когда-нибудь упадёт, давайте на всякий случай мы его обрежем», хотя это глубоко травматично. Чтобы потом восстановить утраченную крону, возрастному дереву требуется очень много сил и энергии, оно начинает болеть.
Я считаю, что если у дерева нет показаний для обрезки, то не надо её выполнять. Мы же не вырезаем аппендицит на всякий случай.
Мария Кириенко, биолог Института леса СО РАН
Мария отмечает, что сложившаяся ситуация характерна не только для нынешнего сезона. Подобное наблюдается из года в год. Решить вопрос, считает эксперт, можно, лишь изменив подход к процессу санитарной обработки.
— Сейчас отмеряют объём обрезанной древесины, и оплата идёт за срубленные кубометры, а не за качество. Вот если бы оплата шла за качество обрезки, тогда, наверное, было бы по-другому.
Однажды я стала свидетелем неправильной обрезки. Подошла к рабочим и спросила, почему они нарушают правила. Мне ответили: «У нас сроки горят, сезон заканчивается». Так зачем тогда планировать такой большой объём? Запланируйте ровно столько, сколько сможете сделать, и сделайте это лучше, качественно.
Мария Кириенко, биолог Института леса СО РАН
Кто подпиливает деревья
Сбрасывать всю ответственность за варварски обрезанные деревья на город будет несправедливо, ведь муниципалитет отвечает только за свои локации. Портить зелёные насаждения и городской вид могут и частники: ВУЗы, больницы, детские сады, управляющие компании, коммерческие организации. У них свои контролирующие органы, а для проведения фитосанитарных работ они могут нанять любую компанию. Результат будет зависеть от квалификации специалистов.
— Регламент обрезки, разработанный нами, действуют для всех, и частники не могут просто так пойти и пилить. В идеале они должны прочитать эти правила и их исполнить. Если же есть нарушения, администрация района имеет полное право оштрафовать организацию за неисполнение правил благоустройства.
Чтобы привлечь нарушителей к ответственности, кто-то из жителей Красноярска должен зафиксировать факт неправильной обрезки, указать адрес, свои паспортные данные и обратиться в районную административную комиссию. Всего одно такое обращение — и компанию оштрафуют.
Светлана Трушкова, пресс-секретарь департамента городского хозяйства
Светлана также отмечает, что представителей УК и других организаций департамент старается подготавливать к фитосанитарному сезону: проводят профильные семинары и лекции с участием учёных, которые рассказывают, как не навредить посадкам.
Тем не менее прислушиваются не все. Часто от красноярцев мы слышим жалобы: «Во дворе все деревья срубили, спилили под корень».
В случае «зелёного вандализма» во дворах горожанам рекомендуют разбираться с управляющими компаниями. Тут, как было сказано выше, всё зависит от их добросовестности, а также от профессионализма нанятых работников.
Как регулируется фитосанитарный процесс в УК, нам рассказал юрист, заместитель директора УК «Согласие» Дмитрий Казимиров.
По его словам, решение о благоустройстве придомовой территории, в том числе, что и куда посадить, как обслуживать или эксплуатировать элементы озеленения, принимает либо общее собрание собственников, либо уполномоченный состав совета многоквартирного дома. На собрании жильцы обсуждают «хотелки» относительно насаждений, их соотносят с правилами фитосанитарной обработки и решают, насколько уместны те или иные работы в настоящее время.
Так, если жители просят обрезать деревья, но для этого нет объективных причин, пожелание не будет согласовано.
— Заблаговременно, перед обрезкой, сотрудники управляющих организаций, ТСН/ТСЖ, иных кооперативов, совместно с жителями определяют количество деревьев, которые требуют обработки. Далее формируется план, утверждаются сметы и в необходимое время производятся работы.
Дмитрий Казимиров, юрист, заместитель директора УК «Согласие»
В компании руководствуются общими правилами. Дмитрий рассказывает, что подходящий момент определяют только по погоде: дневная температура должна быть устойчиво выше 0 °С. Но также не исключаются случаи обрезки деревьев и поздней осенью. Главное — не производить работы при сильных отрицательных температурах. При «минусе» ветки хрупкие, они склонны к трещинам и разломам, что негативно сказывается на заживлении.
Так что красноярцам рекомендация — выбирайте ответственную управляющую компанию и будьте бдительны.
фото: unsplash.com