Сайт «Город Прима» публикует новый текст проекта «Городской конструктор». Напомним, мы начали сотрудничать с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Благодаря этому читаем материалы об урбанистике со всей страны. Сегодня актуальная и для Красноярска инструкция, как заставить жить заброшенный парк.
Почти в каждом российском городе есть общественные пространства, о которых давно позабыли. Разрушенные площади, заросшие парки — привычные вещи, на которые часто не хватает времени и денег у городских властей. Но иногда за дело беруться сами горожане и тогда такие места возвращаются к жизни. «Городской конструктор» поговорил с Павлом Андреевым, идеологом проекта «Парк Дружбы» в Ульяновске о том, как привлечь внимание к проблемным территориям, найти деньги на их развитие и сформировать новую культуру взаимодействия с парком.
О проекте
Парк Дружбы народов появился в 70-х годах. Его строили одиннадцать лет и открыли к столетию со дня рождения Ленина, он символизировал дружбу и уважение к родине вождя. Расположен парк в центре города на склоне у реки Волги и занимает 36 гектаров. Его первое название — парк Социалистических республик, и каждая республика самостоятельно оформляла свои территории. Например, Таджикистан установил большой камень — символ редкого вида чёрного агата, который там добывают. Просуществовал парк примерно двадцать лет: республики перестали его содержать, когда Советский Союз распался. Пространство заброшено уже 26 лет. Сейчас это просто лес. Всё, что было сделано из цветного металла, растащили, мрамор и гранит вывезли, а то, что было из дерева — сожгли.
Об идее
До того как заняться парком мы делали урбанистические лаборатории, создавали что-то вроде профессионального сообщества, в которое входили дизайнеры, архитекторы, урбанисты и горожане. Вместе думали о городских проблемах и их решениях, но ничего сами не меняли. В начале 2015 года из этого сообщества образовалась команда единомышленников, которые взялись за парк Дружбы народов. Так появился проект, нацеленный на сохранение этого общественного пространства и формирование новой культуры взаимодействия с ним.
Парк считают небезопасным. Когда мы готовились к первому фестивалю городских инициатив в 2015 году, понимали, что для начала нужно решать какой-то пул инфраструктурных вопросов в парке, например связанных с освещением. Мы хотели создать на базе парка прототип места для идеального отдыха и протестировать разные подходы работы с публичным пространством.
Как найти единомышленников
Зимой и весной 2015 года мы встречались с горожанами и обсуждали, каким они видят парк. Привлекали всех желающих на субботники, а со временем появились волонтёры, вместе с которыми мы покрасили лавочки и урны в парке и восстановили навигацию. В какой-то момент познакомились с сотрудником государственного архива Антоном Шабалкиным, который очень любит парк и много о нём знает: начиная с двухтысячных он ходил туда и фиксировал все происходящие там изменения. Антон помог нам с информационными стендами: на них было описание и фотографии того, как это место выглядело раньше и как менялось со временем.
Об ошибках
Опыт со стендами был довольно печальный. Уже к сентябрю 2015 года осталось всего несколько штук: они были на металлическом каркасе, а всё металлическое из парка оперативно выносят. Мы абсолютно не учли контекст и ругаем себя за это. Из-за недостатка денег в 2016 году мы не смогли их восстановить. Однажды мы получили 960 тысяч рублей из программы «Народный бюджет», который проводила администрация города. Этого хватало, чтобы собрать и установить две площадки: танцевальную и музыкальную. К сожалению, мы не смогли этого сделать. Площадки установили в соседнем парке. Случилось это из-за того, что на верхнем ярусе парка, где мы хотели расположить их, уже сорок лет никто не обследовал склон на предмет оползня и движения земли. А без документа о безопасности участка невозможно получить разрешение на строительство. Но мы рады, что что-то доброе и хорошее сделали, пусть не для нашего парка.
Как привлечь внимание
В 2015 году мы начали водить дневные и ночные экскурсии по парку. После экскурсии располагаемся в амфитеатре и разговариваем с её участниками о самом проекте: что мы делаем, зачем и как. Потом горожане задают вопросы или предлагают какие-то идеи. За два года мы провели 35 экскурсий — в среднем на них приходят 50–60 человек. Есть ребята, которые хотят присоединиться к нам, поэтому мы планируем запустить школу экскурсоводов, а значит в 2017 году будет больше прогулок.
На деньги из городского бюджета мы провели парк-школу искусств для детей, в которой было восемь направлений: вокал, танцы, театр, фотография и другие. Было направление и для взрослых — искусство в публичном пространстве. Пригласили трёх кураторов, они провели лекции и воркшопы, на которых участники придумывали городские проекты и презентовали их.
Мы уже делали в парке концерты, кинопоказы под открытым небом, игры и квесты. Со временем жители сами стали организовывать встречи по интересам. Мы принимаем идеи от горожан, поддерживаем, находим возможность их реализовывать с помощью администрации города или грантовой поддержки. Хотим пользоваться существующей разрухой, чтобы сформировать новую культуру взаимодействия с парком, чтобы люди чувствовали, что могут в этом парке что-то создать. Так у нас появились две энтузиастки: одна каждую субботу по утрам совершает пробежки в парке со всеми желающими, а другая проводит занятия по йоге.
Где искать деньги
В комитете по благоустройству города есть небольшая сумма на нужды парка. Денег хватает на то, чтобы косить газон один раз в год, красить лавочки, урны и бордюры и вывозить мусор. Поэтому ищем дополнительные источники. Мы участвовали в программе менеджеров в сфере культуры Фонда имени Роберта Боша в России, привлекали средства от посольства Германии на проведение в парке фестиваля немецкой культуры «Дни Германии», получали несколько местных грантов. Один из них — Фонд «Ульяновск — культурная столица» по поддержке культурных инициатив в некоммерческом секторе. Но это небольшие деньги. С недавнего времени мы проводим экскурсии за добровольные взносы. В 2016 году за восемь экскурсий собрали 15 500 рублей.
Чтобы не возникало лишних вопросов, мы создали в открытом доступе документ, где ведём таблицу: сколько денег привлекли из грантов, получили за экскурсии и на что тратим. Мы запускали проект на краудфандинговой платформе Boomstarter, хотели собрать двести тысяч рублей. Сейчас пересматриваем проект на сайте и понимаем, что говорили вообще не о том. Мы допустили главную ошибку: проекты на таких платформах нужно постоянно освещать в медиа, и с этим мы не справились. Собрали только 25 500 рублей, и по правилам площадки все деньги вернулись тем, кто нас поддержал. Один из наших спонсоров, после того как ему вернулись деньги, нашёл наши контакты и перевёл деньги просто на карту.
В основном все средства тратим на то, чтобы привезти каких-то интересных людей. Для нас важно, чтобы в парке Дружбы народов реализовывались инициативы художников из разных стран, чтобы поддерживать эту концепцию дружбы на международном уровне. У нас уже есть один кейс: приглашали немецких художников, которые сделали проект «Оракул».
Мы некая общественная дирекция парка, которая захватила территорию и сказала: «Мы здесь будем что-то делать».
Про отношение
Для нас парк Дружбы народов — это хобби, которым занимаемся в свободное время. Команда проекта очень разношёрстная: общественники, люди, которые представляют администрацию, несколько дизайнеров, архитекторов, художников и просто неравнодушных людей, которые готовы помочь в любой момент. Наверное, человек двадцать наберётся. Шутим, что мы некая общественная дирекция парка, которая захватила территорию и сказала: «Мы здесь будем что-то делать».
Автор фото — Мария Чурбанова. Все фотографии предоставлены авторами проекта «Городской конструктор»