Привет! Меня зовут Мария Быстрова и я координатор проекта «Городской велосипед Красноярска». Накануне я вернулась со Второго Международного велоконгресса в Москве, где собрались эксперты из разных стран и представители велосообществ из более чем 40 городов России, чтобы обменяться опытом и обсудить, как сделать наши города удобными для передвижения пешком и на велосипеде.
Удивительно, но страны, города, которые мы и так считаем классными, не устают совершенствоваться и искать новые возможности для развития городской среды. О некоторых таких проектах и их применимости к Красноярску я и хочу рассказать.
Vision Zero и безопасность дорог
Невозможно говорить о комфорте и безопасности использования велосипеда в отрыве от общей организации движения на улицах. Vision Zero — шведская программа по безопасности дорожного движения и снижению смертности на дороге (судя по названию — желательно, до нуля).
Базовый принцип Vision Zero — ответственность за аварийность несут не только водители и пешеходы, но и те, кто дороги строит и проектирует. Другими словами, есть понимание, что люди — не роботы, и, так или иначе, будут ошибаться и нарушать правила дорожного движения. Задача властей — сделать так, чтобы инфраструктура сводила к минимуму тяжесть последствий таких ошибок. Для этого вводится ограничение скорости, различные решения для успокоения трафика и повышения комфорта пешеходного и велосипедного движения. Vision Zero внедряется повсеместно в городах Америки и Европы, поскольку, кроме снижения смертности, несет положительный экономический эффект — качественная городская среда и устойчивая мобильность приносят городам деньги.
Что касается Красноярска, то, очевидно, ему срочно требуется гуманизация транспорта и организации движения. Во многом это политическое решение, но общественный запрос здесь играет ключевую роль. Например, на некоторых участках помогло бы снижение разрешенной скорости, ведь, по исследованиям учёных, 30 км/час — это максимальная скорость автомобиля, при которой у большинства пешеходов есть шанс выжить при наезде. В целом, пересмотр отношения к улицам, как к царству личного автомобиля, на отношение к улицам, как к общественным пространствам, где должно быть удобно и безопасно всем, и в первую очередь пешеходам, пассажирам общественного транспорта и велосипедистам, сделает наш город привлекательнее для жизни.
Велопрокат NextBike и общественный транспорт в Германии
Возможно, бывая за границей или в Москве, вы обращали внимание на стойки с одинаковыми яркими велосипедами — это автоматический городской велопрокат. Такой велопрокат — это не история про «покататься по городу в выходной день», а средство для коротких перемещений, так называемый «транспорт последней мили». Особенно он круто работает, когда велосипеды интегрированы в систему общественного транспорта. Все происходит так: вы берете велосипед рядом с домом и едете на нем до транспортно-пересадочного узла или ж/д платформы. Или приезжаете на общественном транспорте из отдаленного района, а на велосипеде совершаете поездки по центру города.
Для Красноярска, даже в условиях отсутствия велоинфраструктуры, автоматический велопрокат будет актуален. Во-первых, он даст людям представление о транспортных возможностях велосипеда и позволит протестировать такой способ передвижения по городу, не тратя сразу средства на приобретение своего велосипеда. Во-вторых, по анализу данных с велопроката станут понятны направления, где в первую очередь нужно прокладывать велодорожки.
Зима и велосипеды в Финляндии
В России дискуссия о велосипедах часто наталкивается на аргумент, который кажется просто железным: у нас зима и снег девять месяцев в году. Но, к счастью, зима есть не только в России, и холодные страны с успехом опровергают климатический стереотип. Главной страной зимнего велодвижения считается Финляндия. Девиз финнов: зима — это не ограничение для развития велоинфраструктуры, а только особенность! Вот что они делают:
В Красноярске, если внимательно посмотреть архив погодных наблюдений, то по-настоящему холодных дней найдется не так уж много. Стереотип о климате постепенно отступает, и в Сибири, например, велосипедисты начинают выезжать на улицы уже в марте-апреле, а этой зимой на острове Татышев первый раз работал зимний велопрокат.
И бонусом — небольшое исследование от Маши Быстровой. Это уже не зарубежный опыт, а то, как организовано велодвижение в Москве. Смотрите и читайте — тест-драйвы велодорожек, выделенных полос и общественного транспорта.