Слово «тоннелепроходчик» вот уже пару лет не сходит со страниц красноярских СМИ. Эти гигантские машины роют под городом тоннели будущего метрополитена. А в метростроении есть традиция: называть такие агрегаты в честь женщин, оставивших след в истории. Чьи имена присвоены тоннелепроходческим комплексам в Красноярске, узнаете в материале «Города Прима».

«Екатерина»

Первый красноярский тоннелепроходчик получил имя «Екатерина». В 2023 году ТПМК доставили на площадку на улице Шахтёров, комплексу предстояло пройти ветку в сторону центра города. Диаметр ТПМК составил 6 метров, вес — 480 тонн, длина в сборке — 80 метров.

Тоннелепроходческий комплекс назвали в честь Героя Социалистического Труда Екатерины Скрюковой. Она работала бетонщицей в женской бригаде Красноярскгэсстроя, а затем стала бригадиром и всю жизнь прожила в Красноярском крае.

Женская бригада под руководством Скрюковой делала бетон для строительства ГЭС и моста через Енисей. За проявленные успехи Екатерина Фёдоровна получила орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот».

А с 1980 года она работала в профсоюзе ДЭПС, избиралась депутатом Красноярского краевого Совета, была членом горкома КПСС, членом партийного бюро Дивногорскэнергопромстроя, председателем совета наставников города

«Соломея»

«Соломея» идёт параллельно проходчику «Екатерина» — от Взлётки до Карла Маркса, её дистанция 3,3 км.

Имя ТПМК получил в честь Соломеи Ряшиной, электросварщицы ЭВРЗ.

Соломея родилась в 1924 году в Красноярском крае. В военные годы была зенитчицей, потом работала на фабрике фотобумаги. После войны — с 1949 года — пришла на паровозоремонтный завод, будущий ЭВРЗ. Соломея быстро освоила сложную профессию, у неё даже было личное клеймо, которое ставили на изделиях. В 1960-е годы получила награду — орден Ленина за рационализаторские идем и перевыполнение плана.

Позднее Соломея Ряшина стала депутатом краевого и городского советов.

«Валентина»

Проходчик «Валентина» начали собирать в 2025 году. Он пройдёт от станции «Вокзальная» до станции «Улица Копылова» и построит левоперегонный тоннель.

Ещё один тоннелепроходчик назван в честь первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. В космос 26-летняя Терешкова отправилась на корабле «Восток-6» в воскресенье 16 июня 1963 года в 9:29 утра, полёт продолжался почти трое суток.

Кстати, позывной Терешковой на время полёта — «Чайка». А перед стартом она процитировала Маяковского: «Эй! Небо! Сними шляпу!»

«Ирина»

Этот тоннелепроходческий комплекс начали собирать в июне 2025 года для прокладки тоннеля от площади Революции до железнодорожного вокзала.

Аппарат носит имя шахтёра Ирины Гусенцовой.

Ирина Гусенцова родилась в селе Можарка, в 1929 году с семьёй переехала на Артёмовский рудник. С началом войны пошла в буровую разведку, а вскоре стала сменным мастером. В 1952 году перешла на компрессионные установки горного цеха и проработала до 1983 года. В 1960 году Гусенцовой присвоили звание Героя Социалистического труда, вручили орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

«Анастасия»

Этот проходчик работает в Октябрьском районе — от Высотной до Копылова.

ТПМК носит имя Героя Соцтруда Анастасии Стеблёвой.

Анастасия Стеблёва родилась в 1925 году в Уральской области. В военные годы поступила в Томский университет на геологоразведчика. Стеблёва несколько раз пыталась добиться отправки на фронт, но всё время получала отказ. В 1948 году её направили в Красноярский край на Усовское железорудное месторождение. Более 30 лет Стеблёва посвятила геологии и прошла путь от геолога до начальника партии. Работала в Нижнем Приангарье на разведке месторождений железной руды, титана, бокситов, магнезитов, сурьмы, полиметаллов, золота. А после неё в местах разведки строились шахты и рудники, фабрики и заводы, возникали новые посёлки и города.

С 1971 года за выдающиеся успехи в развитии геологоразведочных работ и разведке месторождений Анастасии Стеблёвой присвоили звание Героя Социалистического Труда и вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот».

«Евгения»

Есть в списке тоннелепроходчиков и исключение. Это «Евгения», которая строит тоннель от «Высотной» до станции на ул. Копылова. Как рассказали в Центре транспортной логистики, комплекс прибыл из Китая уже с именем, поэтому красноярским метростроителям присвоить ему героическое название не удалось.

Откуда же всё-таки взялось имя Евгения у китайской машины? Ответ нашли на сайте московского метрополитена, где раньше трудилась «Евгения». Несколько лет назад на московский метрострой прибыли пять тоннелепроходческих механизированных комплексов из Китая: «Евгения», «Дарья», «Полина», «Галина» и «Мария». А названы так они были в честь героинь сериала, который очень популярен в Китае, — «Папины дочки».

Одна из «дочерей» — «Евгения» — теперь трудится на строительстве красноярского метро. Забавно, что героиня всё же связана с Красноярском. По сюжету сериала её папа был родом именно из нашего города.

фото: warheroes.ru, nikava.ru, wiki.tpu.ru, ru.wikipedia.org, t.me/metrovkrsk, кадр из т/с «Папины дочки»

Логотип Больше актуальных новостей в телеграм-канале «ПРИМА»
Поделиться
Поделиться
Поделиться