- Дети
Образовательная экология: новый подход к обучению детей
В первую очередь — индивидуальность и гармония
Современный мир стремительно меняется. Мы живём в эпоху, когда адаптивность, саморегуляция и способность к постоянному обучению — ключевые навыки. Изменения затрагивают не только отдельных людей, целые жизненно важные системы. Одна из них — образование. «Город Прима» изучил опыт красноярских школ с принципиально новым подходом к обучению детей. На примере одной из них рассказываем, как воспитать эрудированного ребёнка, опираясь на развитие его индивидуальности и талантов.

Образовательная экология — это…
… не просто модное словосочетание. Это новый подход к образованию, где главную роль играет взаимодействие. Каждый участник процесса — ребёнок, родитель, педагог — имеет свою уникальную роль и значение. Согласованная работа в комфортной доверительной среде позволяет детям получить возможности для обучения и развития индивидуальности, талантов.
К работе подключаются тьюторы и психологи, благодаря которым ребёнок окружён дополнительной поддержкой. И это очень важно, ведь дети, чувствующие поддержку и внимание, более уверены в себе и своих способностях. Когда они видят, что их усилия оцениваются и награждаются, становятся более настойчивыми, инициативными и стремятся к самосовершенствованию. Сами. Без давления со стороны.
Именно такого подхода придерживаются в школе «Астрея». И, к слову, именно им принадлежит авторство термина и системы «Образовательная экология».

Наталья Герасимова,
генеральный директор ОЦ «Астрея»
— Образовательная экология — это комплексно спроектированная среда, где все и всё работает гармонично. Наша главная задача не «натаскивать» ребёнка, а выращивать индивидуальность. У каждого ученика есть собственный темп, стиль мышления, интересы, эмоциональная логика. Каждый уникален, и это важно учитывать.
Главное — баланс
В процессе воспитания личности важно всё. Физическая среда: вплоть до света, звука и окружающего пространства. Эмоции: дружелюбие учителя и атмосфера доверия, которые дают ребёнку понять: «Ты имеешь право на ошибку, в этом нет ничего страшного, никто тебя не накажет».
— Мы объясняем и родителям, и детям, что эффективность — это не только отметки, но и мотивация, любознательность, психологическая устойчивость. Только при таком гармоничном сочетании удаётся по-настоящему раскрыть таланты и способности ребёнка.
Наталья Герасимова, генеральный директор ОЦ «Астрея»
Важно отметить, что речь идёт не о банальной ранней профориентации. Здесь не пытаются повесить на ребёнка ярлык и решить за него: «Ты — будущий космонавт!». Напротив, суть в том, чтобы ученик сам сделал свой выбор и сделал его осознанно. А школа и родители помогают в этом.

На пути к «Я»
В «Астрее» на пути к раскрытию способностей и талантов используют разные методы: библиотека активностей, альтернативные способы оценки, индивидуальные маршруты. Так, на основе данных о том, как ученик мыслит, учится, взаимодействует, восстанавливает ресурсы школа собирает карту «Я». Называется этот процесс «Диагностический контур». А карта затем живет и обновляется, помогая ребёнку в 7, 15 и 25 лет.
Что входит в диагностический контур
- «Вербатория». Диалогово-проектное исследование, где важен сам процесс мышления и эмоции. Это позволяет определить уровень креативности, гибкости и коммуникативные модели.
- «Цифровой человек». Набор цифровых профилей и опросников помогает определить особенности восприятия, памяти и типы интеллекта.
- Свободная игра и проектные спринты. В естественной обстановке проявляются лидерские качества и умения работать в команде.
- Командная интерпретация. Педагоги, тьюторы и психологи объединяют данные для создания единой Навигационной карты развития.
— Карта развития — это не диагноз, а сценарии условий, в которых ребёнок работает лучше всего: что его «зажигает», что тормозит, какой формат заданий и оценки подходит, как организовать домашнюю работу. В результате ребёнок и родители получают индивидуальный маршрут — конкретные рекомендации от выбора элективов до домашних ритуалов, от стратегий подготовки к контрольным до проектных ролей в группе.
Наталья Герасимова, генеральный директор ОЦ «Астрея»

Фишка школы ещё и в том, что для получения навигационной карты развития, рекомендаций, консультаций и даже тьюторского сопровождения, совсем не обязательно учиться в «Астрее». Если вы хотите понять, как устроено мышление ребёнка или ваше собственное, где скрыты точки роста, достаточно просто записаться на исследование. Пройти его можно онлайн и офлайн — всё зависит от вашего желания.
— Ценность исследований в том, что главный приз выигрывают все. Для детей это право быть собой, внутренняя мотивация, меньше тревоги, больше инициативы и реального интереса к учебе. Для родителей — понимание сильных сторон и грамотных способов поддержки ребенка.
Наталья Герасимова, генеральный директор ОЦ «Астрея»
Реклама. ООО ОЦ «АСТРЕЯ»
Фото предоставлены рекламодателем
Поделиться
