Этот материал специально для сайта «Город Прима» подготовил Иван Санников, тот самый, который проводит исследования и просчитывает рациональность и адекватность разных городских явлений: от П-образных до подземных переходов. По нашей просьбе он вступил в переписку с теми, кто отстаивал и воплощал в жизнь проект пешеходной улицы Ленина в Новосибирске. Напомним, центр освобождали от машин по выходным все лето. Публикуем чат-интервью полностью, что понять, пешеходная улица — это чье решение и что делать дальше. Изучаем опыт Новосибирска.
Участники переписки
Вот тут предыстория вопроса
«Мы голосуем ЗА пешеходный проспект Мира!»
Поделитесь этой записью, если считаете, что главная улица может быть пешеходной
Иван Санников
автор проекта «Давай менять», организатор событий, меняющих город: от исследований до субботников
Дмитрий Лебедев
урбанист, вдохновитель сайта и паблика «Пешеходное движение»
Евгения Макарова
архитектор UProject
Иван
Дмитрий, добрый день!
Хочу побольше узнать о вашем опыте превращения улицы Ленина в пешеходную. Наш чат превратиться в материал на сайте «Город Прима» и поможет Красноярску обзавестись своим подобным примером.
Расскажите, какие этапы прошел проект до реализации? Кто все инициировал и какие исследования проводил?
Дмитрий
Проект пешеходной улицы обсуждался архитекторами ещё в 80-е, после того как в Москве появился Арбат. Мы общались с архитекторами, которые это задумывали тогда, будучи студентами.
В 2013 я опубликовал пост про то, где делать приоритет пешеходам, а мне предложили посчитать пешеходов и автомобили на улице Ленина. Это всё было на форуме skyscrapercity.com. Там набралась команда добровольцев, без них я б такое не сделал. В 2013 это привлекло внимание прессы, ко мне они стали регулярно обращаться. Но движений не было.
Осенью 2016 у нас подошла медиана срока мэра, и мы с политиками организовали «медиану мэра», где обсуждали, что достигнуто. Я тогда написал печальные итоги, что наземный общественный транспорт не продвинулся вообще никак. Другие стали обсуждать, какие подразделения мэрии бесполезны и их надо сокращать. Видимо, это сыграло роль, и мэр решил выступить с какой-то положительной инициативой, чтобы к концу срока не остаться вообще без положительных результатов. В январе, кажется, заявили, что будут делать пешеходную улицу.
Мэр решил выступить с какой-то положительной инициативой, чтобы к концу срока не остаться без положительных результатов.
Дмитрий Лебедев
Иван
Это какой-то частный случай разговора с общественностью был? Хватает в городе диалога с властью?
Дмитрий
Тут надо рассказать ещё одну историю — на выборах мэра в 2014 у нас были такие же общественные дискуссии под названием «общественная программа», где каждый, кто что умел, писал программу действий. Потом из тех, кто проявил эту инициативу народ стал проходить в мэрию на работу — Анна Терешкова стала главой департамента культуры. Если до этого ей занимались приросшие к креслам чиновники, теперь она привела команду молодых и немолодых профессионалов, и дело пошло.
В 2015 этот департамент взялся за парки. В общем, в департамент культуры набралось много народу умелого и амбициозного.
Сейчас там есть такой отдел урбанистики (не знаю точно, как называется) и все, кто начитан всем самым передовым, там как раз и работают. Например, Женя Макарова работала в «Лаборатории урбанистики» и организовывала праздник «Зимой можно», где вместо типичного формата «сцена-шарики» они сделали очень много интерактива. Я надеюсь, она тоже к Ленина приложила руку.
Пешеходные улицы мира — гуляй виртуально. Пока
Хотим так же, поэтому #дайтемирапешеходам
Иван
То есть нам, получается, надо свой проект пешеходного проспекта Мира отправить главе города. Получилось так: у вас мэр сказал — дело сдвинулось. А кто с января работал над проектом? Решал, где и что перекрыть и куда лавочку поставить.
Дмитрий
Департамент культуры. Нам проще — мэр на выборы идёт, поэтому кулуарными договорённостями не отделаешься. У меня в друзьях Женя Макарова, можете её спросить подробности, как они там что решают. Знаю, после первых праздников из-за жалоб они сдвинули сцену вверх к площади, где нет жилых домов. Я посмотрел, что на улице, мусора не увидел, хотя мусорниц не хватает, но что там рассказывают на РБК жители — что прямо конец света — неправда.
Print Screen с nsk.rbc.ru
Иван
А тема на форуме, где вы обсуждали проект в 2013 году сохранилась, можете ссылкнуть? Или можно найти ранние посты в вашей пешеходной группе? Интересно, в каком виде все началось, чтобы сравнить с тем, что есть. Про дизайн пространства понял, напишу Жене.
Дмитрий
Да, обсуждение вынесли в отдельный тред (прим.ред.: примерно то же, что и ветвь обсуждения) потом.
Иван
Можете рассказать, какие результаты главные по исследованию получились? Что интересного узнали?
Дмитрий
Вот тут подробный отчёт хранится.
Получилось 20 000 пешеходов весной, когда ещё холодно. Это был конец апреля, градусов 7-10 на улице. Машин проезжает 11 000. А на парковке останавливается 5000. В общем, даже весной в прохладную погоду в 4 раза больше пешеходов, чем посетителей на машинах.
Иван
Это, понятно, среднее значение. А от времени суток как поток меняется?
Дмитрий
Ещё вечером, там до 22.00 плотный пешеходный поток, практически не снижается. То есть вечером это место очень востребовано. Вывод такой, что если улучшить условия, за день там легко может быть и вдвое больше людей.
Даже в прохладную погоду в 4 раза больше пешеходов, чем посетителей на машинах.
Дмитрий Лебедев
Иван
Евгения, здравствуйте!
До этого переписывался с Дмитрием Лебедевым, он сказал, что вы больше расскажете о том, как сейчас меняется улица, по какому плану и как это получилось реализовать.
Женя
Здравствуйте, Иван! Да конечно, попробую рассказать, что знаю. Это материал в поддержку пешеходизации проспекта Мира? Кажется, я про эту улицу слышала от красноярцев.
Иван
Да, тоже пытаемся отдать пару кварталов на выходные людям. Расскажите, чем вы занимаетесь в этом проекте?
Женя
У меня две позиции. Первая — как работник «Агентства методического обеспечения учреждений культуры, спорта и молодёжной политики» я курировала общественные обсуждения развития улицы Ленина. Вторая — как архитектор команды UPROJECT.
Иван
Какую работу провели до самой пешеходизации? Как вовлекли в работу горожан?
Женя
Предварительно весной был проведен воркшоп, цель которого — вовлечь горожан в процесс качественных преобразований городской среды. Как часть команды и партнёрства «Городской конструктор» мы сделали это большим событием. Привезли экспертов из Омска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Лейпцига. Были встречи с местным бизнесом, обсуждали их опасения и надежды относительно пешеходизации Ленина. Одним из итогов стала задача — провести социологическое исследование посетителей заведений на Ленина. Результаты очень интересные!
Потом был воркшоп, на котором работали четыре команды над разными блоками пешеходизации: транспортная модель, пользовательские сценарии и т.д. Потом презентация с мэром и другими важным людьми из мэрии и горожанами.
Обсуждали, что можно создать «Клуб друзей улицы», в который вошли бы местные жители, бизнес, администрация. Чтобы управлять пространством, принимать важные решения, определять культурную программу, следить за порядком, это был очень важный механизм.
Дизайн-проект презентовали проектировщики — КБ Стрелка (Москва) и СЦСА (Новосибирск) в июне. Первый раз перекрыли улицу 29 июля, этим занимались департамент культуры, спорта и молодежной политики.
Иван
Что-то из разработок не вошло в итоговый проект?
Женя
Был запрос от бизнеса — сделать такой дизайн-конструктор благоустройства. Чтобы можно было вложиться в среду. Например, есть какой-то бизнес заинтересованный, но у него нет миллиардов на всю улицу, он может вложится в сто метров.
Иван
Правда, можете о результатах исследования рассказать? Узнавали, кто как добирается до заведений?
Женя
Вот. Если Дмитрий считал трафик. Мы, да, считали то, как люди добираются до Ленина и что там делают.
Иван
У меня два вопроса, а потом еще один. В опросе процент автомобилистов, которым перекрытие Ленина доставит неудобства — 62%. А на деле, когда презентовали и продвигали все, много ли было дискуссий с автомобилистами?
Из результатов социологического опроса улицы Ленина. Автор — Павел Семенов, команда UProject и партнерство «Городской конструктор» для проекта «Линия Ленина», 2017
Женя
62% включают в себя и тех автомобилистов, которые готовы мириться с неудобствами, изменив способ посещения улицы, процент «радикально недовольных» — готовых перестать посещать улицу — значительно меньше. Дискуссии, разумеется, были, причем не только после презентации, но и в процессе создания проекта.
Иван
Слайд о том, что люди хотят изменит в улице — вы давали готовые варианты опрашиваемым, или это был открытый вопрос? Честно, поражает, что 20% слету за пешеходизацию.
Из результатов социологического опроса улицы Ленина. Автор — Павел Семенов, команда UProject и партнерство «Городской конструктор» для проекта «Линия Ленина», 2017
Женя
Участники опроса сами формулировали свои мысли, в ответ на открытый вопрос. Поэтому 20% за пешеходизацию — реальное мнение горожан.
Иван
Последний вопрос об итогах этого года. Проект с Ленина получился? Как он дальше будет жить?
Женя
Проект точно можно считать состоявшимся. Он вскрыл множество проблем окружающей территории. И там было много моментов, которые надо бы сделать по-другому.
Иван
А можете по одному примеру того и того привести? Вскрытой проблемы и то, что неправильно сперва сделали.
Женя
Вот тут мой коллега очень хорошо и подробно все раскладывает.
Проблемы стандартные. Сейчас местные жители высказываются против пешеходизации Ленина. Особо не думая, при этом. Говорят, им шумно, мусорно и писают во дворах. Но у них шумно мусорно и писают — 24 на 7. Просто раньше это была их реальность, и казалось, что так и должно быть. А сейчас стало очевидно, что может быть по-другому. Но проанализировать не могут, что есть что. А так проблему мусора, туалета и шума администрация начала пытаться решать по ходу. Уже после первых выходных увеличили интенсивность уборки, добавили туалеты. напомнили барам чтобы после 22.00 не шумели и т. д.
Там много технических сложностей, но! Администрация их видит и ищет пути решения, это круто! И еще пытается выстраивать диалог о новом качественном пространстве с горожанами и бизнесом, это, конечно, большой плюс.