С 16 февраля в Красноярске работает выставка «Сюрреализм — это я». Это 200 графических работ Сальвадора Дали и мультимедийное шоу по мотивам его работ. Выставка — совместный проект PS GALLERY и Художественного музея имени В.И. Сурикова. Вместе с искусствоведами сайт «Город Прима» составил инструкцию для тех, кто побаивается пока идти на выставку, опасается что-то не понять, не увидеть, не оценить. Вы все правильно понимаете, лучше подготовиться.
Я знаю, что Дали — это круто, что Дали — это стекающие часы. Что я еще увижу?
Все-таки главное наследие Сальвадора Дали — это графика. И это наследие огромно. Графические техники многообразны, а Дали смело и новаторски смешивал их, изобретал новые. В серии «Дон Кихот» он применил технику буллизм или пулизм, расстреливая камни пулями, наполненными тушью и дробью, а затем виртуозно дорабатывал, превращая кляксы в образы.
А стекающие часы все-таки будут?
В графических сериях, представленных на выставке, угадываются знакомые мотивы и образы, встречающиеся в живописных полотнах художника. Например, искаженный человеческий профиль, прототипом которого предположительно стала скала на побережье Кадакеса в Каталонии, вытянутые силуэты на «ногах-ходулях», либо, мотивы разбегающихся муравьев.
Чему стоит восхититься отдельно?
Все, что вы увидите на выставке — это колоссальный труд, тем более для перфекциониста Дали, который во всем стремился к совершенству и не допускал поверхностного отношения к малейшему штриху. Это не просто рисунки. Для того, чтобы создать графическую работу, нередко требуется до 100 камней, на каждом из которых нанесён только один оттенок краски. Автор лично принимал оттиски, отбирал их, и после выпуска серии камни уничтожались. Поэтому количество отпечатанных листов в мире ограничено.
А почему выставка 18+? Что такого недетского я там увижу?
В графике Дали важен культурный подтекст, здесь он выступает, как продолжатель традиций иллюстрирования шедевров мировой литературы, пропуская через воображение образы (Дон Кихот, Казанова, Песнь Песней Царя Соломона, Божественная Комедия и даже Библия). Сам литературный материал предполагает, что герои не всегда одеты. В качестве примера эстетического восприятия обнаженного человеческого тела художником, можно рассмотреть серию офортов «Песнь Песней Соломона», изданных в Нью-Йорке в 1971 году, в которых наглядно представлена идея выражения Небесного Эроса через чувственное созерцание легкости и изящества обнаженной натуры, дополненных глубоким символическим звучанием.
И интересные факты, которыми вы можете поделиться с компанией на выставке:
Фото на главной предоставлено PS GALLERY