Хуун-Хуур-Ту: «Что-то у нас есть в подкорке, в ДНК от этих инструментов»

Саян Бапа объяснил, почему тувинскую музыку любят за рубежом, и посоветовал, где отдыхать в России

Всех, кто много гастролирует по миру, мы просим посоветовать, куда съездить? Можете назвать три места, которые надо обязательно посетить?

— Три раза Тыва (смеется). Я не знаю, так сложно выбрать. Ладно, скажу. Точно Алтай — это просто необходимо. Крым. Коктебель. Кавказ — весь вообще очень красивый. Южно-Сахалинск.

Там просто красиво? Или вы чувствуете, что это места силы?

— Места силы есть везде. Красота места, в принципе, и означает, что оно наделено силой и энергией. Меня, например, степи в Калмыкии не впечатлили, а наши — люблю. А еще я бы советовал ехать туда, где горы и реки.

Расскажите про ваш музыкальный инструмент, мы же не привыкли такие видеть. Чем его звучание уникально?

— Он уникален сам по себе. Это прадедушка многих щипковый инструментов. Делается он из нашей сибирской красной лиственницы. С двух сторон — это кожа горного козла. У него звук, как у барабана, сердечный, вибрация очень хорошая. Это вам не дерево, не пластик, кожа дает то тепло, которое делает музыку сердечней. Звук получается теплый, глубокий, душевный. Этот инструмент мне делали мои племянники. Молодые мастера, но состоявшиеся. Он со мной лет десять.

Последнее время люди ищут в музыке практический смысл. Вот, говорят, классическая музыка помогает справляться с депрессией, а горловое пение как влияет на человека?

— Помогает избавиться от классики. Шучу. Горловое пение зовет к чему-то забытому, теплому. Что-то в этой музыке есть такое сермяжное, родное. Что-то у нас всех есть в подкорке, в ДНК от этих инструментов. Это тысячелетняя история. У всех народов были такие инструменты. Нам люди в разных странах подходят и говорят: «Услышал, что-то родное», — хотя ни в языке, ни в мелодиях ничего общего нет. Плюс горловое пение сращивается с этими инструментами — это очень гармонично.

Узнать о других концертах серии «Музыка великой степи — 2»

Что вы слушаете из современной русской музыки? Или ничего?

— У нас много друзей, которые, как и мы, занимаются археологией музыки. Это духовные песнопения, Сережа Старостин, который давно работает в этом ключе, он знаток в передаче того музыкального, что не все слышали. Это музыка негармошечная, не буквально русская. А современные хиты не слушаю, стараюсь не засорять уши.

Когда я готовилась к интервью, мне посоветовали освоить горловое пение. Это женщинам доступно?

— Доступно, но нельзя. Табу.

Бонус. Слушайте концерт «Хуун-Хуур-Ту» в студии «Авторитетного радио» и смотрите, как это было.

Поделиться
Поделиться
Поделиться