Красноярские биологи поместили рачков в «Бионорд». Эксперимент проводится, чтобы понять, как соединения, которые смывает с дорог и мест складирования снега и выносит в природные экосистемы, влияют на разные организмы. Промежуточный итог — рачки недавно вышли из спячки.
Как это понимать? Рассказывает кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, доцент СФУ Егор Задереев. Советуем прочитать объяснения ученого.
Егор Задереев
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, доцент СФУ
Рачков, чаще дафний, но иногда и моин, используют в качестве стандартного биотеста для проверки качества воды. Тесты бывают острые и хронические. В остром тесте молодых рачков помещают в воду на определенный срок и смотрят, сколько из них погибнет за это время. В контрольных стаканчиках рачков помещают в чистую воду, а в опытных — в воду с присутствием какого-либо вещества, которое меняет ее качество. По смертности рачков судят о токсичности среды.
Эти тесты проверяют качество воды, но в природе для жизни водоема важно и качество донных осадков. Тестов для проверки донных отложений или грунта не много. Мы добавляем в грунт потенциально загрязняющие вещества, помещаем туда яйца рачков и ждем несколько месяцев. Ведь в природе они лежат на дне как минимум полгода. Потом достаем и смотрим, насколько быстро и дружно они вылупятся, и как будут себя вести вылупившиеся животные.
В прошлом году, на пике общественного внимания к солесодержащим смесям, которыми посыпают улицы зимой, нам пришла в голову простая идея — почему бы не проверить их (смеси) с помощью наших тестов.
Если долго сыпать на дороги соль или реагенты, в состав которых входят разные соли, то в конечном итоге они окажутся в поверхностных или подземных водах. Засоление водоемов — причина снижения качества воды и изменений в экосистемах. Для проверки смеси, которую используют на дорогах в Красноярске, ученые провели несколько биотестов. Так биологи оценивают потенциальную опаность реагента для воды, почвы, растений и животных.
Предварительные итоги эксперимента такие: «Бионорд» не вреднее соли. Но и соль в больших объемах вредна. Важно соблюдать все инструкции. Читайте подробные объяснения ученого.
Егор Задереев
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, доцент СФУ
Краткие предварительные выводы звучат примерно так: действие реагента на живые организмы в целом не отличается от действия обычной соли. При концентрациях примерно 5-10 граммов смеси на литр воды или килограмм почвы и рачки, и растения начинают себя чувствовать плохо. Хорошая новость — в реагенте нет каких-то высокотоксичных добавок или неожиданных эффектов от взаимодействия входящих в его состав компонентов.
Очевидный вывод — крайне важно строго придерживаться инструкции по использованию солесодержащих смесей. Учитывая нормы применения реагента на квадратный метр дороги, в случае его попадания на обочину близлежащий газон станет не пригодным для травы за один сезон.
Также важно размещать смесь вывозимого с дорог снега, льда и реагента на специально подготовленном полигоне. Если соли будут попадать в проточный водоем, например, в такую реку, как Енисей, это не критично — их унесет в Карское море. Хотя и этого сценария лучше избегать.
Если же стоки попадут в стоячий водоем или замкнутый грунтовые воды, то их качество может быстро ухудшиться. По нашим оценкам соль с каждого метра обработанной поверхности может привести к критическому загрязнению до 10 литров пресной воды. Так как каждый метр в течение зимы обрабатывается ни один раз, то этот объем нужно увеличить в несколько раз. Нужно иметь достаточное количество техники для быстрой уборки льда и реагента с дороги и подготовленные полигоны для размещения этой смеси.
Все, что изложил Егор Задереев, напомним, — только предвариетльные выводы, эксперимент продолжается. Читайте посты ученого, чтобы быть в курсе.