Мы живем в ожидании прекрасного вчера: коронавирусная пауза закончится, и все станет, как раньше — мы будем сидеть в кофейнях, ходить по кинотеатрам и как минимум раз в год летать в Тай или Турцию.
Не тут-то было.
«Туризм окажется в состоянии, каким он был в 20-е годы прошлого века. Смотрите старые фильмы с Эркюлем Пуаро и увидите, как это будет», — огорошивает Константин Гончаров, директор туристического бюро «Алеф», хорошо известный красноярцам профессионал в сфере выездного отдыха.
Чтобы добраться до обоснования этого не очень-то радостного прогноза, начинаем разговор с Константином с самого начала: а границы вообще откроют?
ПРО АВИАПЕРЕЛЕТЫ
— Так стоит или не стоит ждать в этом году международных перелетов?
— Есть разведпризнаки, что числа 15 июля будет разрешено ограниченное сообщение. Просто слишком слаженно, как по команде, и Росавиация, и Ростуризм, и пресс-службы Аэрофлота, S7, Минтранса стали говорить об этом в положительном дискурсе.
— А о каких направлениях речь?
— Я говорю не о туристских рейсах и вообще не о массовых перевозках. Авиация в первую очередь обслуживает деловые поездки, бизнес, дипломатические контакты. Так что откроются какие-то регулярные рейсы. А масс-туризм обслуживают чартеры и лоукостеры, и с ними другая, более удручающая история. Если бизнес-авиация может стоять полгода и остаться живой, то 2 месяца простоявший лоукостер можно уже сворачивать в трубочку. Потому что бизнес-модель у него безостановочная, это как разлив стали: попробуйте остановить конвертер, погасить домну — всё, можно закапывать.
— Ваше турбюро публиковало на Дзене отрезвляющую статью, что когда Италия говорит об открытии границ с 3 июня, то нас это все равно не касается: страна открывается для жителей Евросоюза. Так а наши перспективы какие?
— Июль: скорее всего, начнутся Греция-Кипр. Опять же разведпризнаки говорят, что откроется Турция, в конце августа — сентябре. Остальная Европа — ждем до осени, будет видно. С другой стороны, что делать туристу в закрытом Париже? Дипломату есть, что делать, бизнесмену есть. А вот турист в Лувр приходит — а он закрыт.
ТАИЛАНД
— Излюбленный наш Таиланд?
— Ну во-первых, это сезонная история, во-вторых, Тай сам к единому мнению не может прийти. Мы в контакте с очень известным в туризме человеком Виктором Кривенцовым, он 30 с лишним лет жил в Таиланде, работал в консульстве, и с туристической точки зрения знает страну, пожалуй, лучше даже тайцев. И он говорит: ребята, про Тай забудьте до осени. Особенность этих восточных стран в том, что они сегодня объявляют все флаги в гости к нам, а завтра тут же закрывают.
— А что думаете про концепцию Туристического агентства Таиланда переориентироваться на богатого туриста? Этот их тезис, что 1 миллион туристов с деньгами выгоднее, чем 5 миллионов бюджетных гостей.
— Я думаю, что это произойдет по всему миру.
— Даже так?
— Я вначале говорил, что недорогие отрасли работают тогда, когда у них постоянный поток. Если поток на некоторое время остановить, эта отрасль закончится. Лоукостеры — раз, недорогие гостиницы — два, бюджетные сервисы аренды автомобилей — три, все эти делимобили и каршеринги, в России в том числе. Недорогой гостиничный бизнес основан на том, что каждый постоялец оплачивает подготовку номера к следующему постояльцу. Если гостинца 2 месяца стояла, номера не готовили, придется взять дополнительную предоплату с гостя — то есть цена повышается до уровня, не соответствующего трем звездам. Так что тайцы не выдумывают ноу-хау, через некоторое время переориентироваться на состоятельных гостей будут все. Посмотрите, что делает испанский Тенерифе. Примерно такая же концепция у него. Они сильно пострадали от того, что в 70-е годы там построили очень много кондоминимумов, которые потом превратились в тайм-шеры. И купившая это всё публика, она немножечко Тенерифе засидела. А Тенерифе хочет быть элитным курортом. То есть по сути дела туризм вернется к состоянию 20-х годов прошлого века — когда путешествуют люди с деньгами, путешествуют индивидуально, путешествуют долго и с целью.
— И как быстро это оформится?
— Начнет оформляться уже в будущем году. То есть сейчас идет отскок, то, что заготовили, надо продать хоть за какую-то цену, потом предложение кончится, и таких условий уже не будет. Плюс люди еще немного имеют деньги пока, а потом они тоже иссякнут. У каждой отрасли своя инерция, и входить в кризис они будут в разное время.
Вот эта история, когда: не успели снять дачу — давайте-ка смотаемся в Амстердам, тут «Победа» билеты выкатила по 2 рубля — уже не проходит.
ТУРИЗМ НЕ ДЛЯ ВСЕХ
— Вы описали еще один фактор имущественного расслоения. И так говорят, никогда не было такого разрыва между очень богатыми и остальной планетой, а теперь вот зримое туристическое неравенство.
— Недорогой международный туризм — это история постоянно растущей экономики среднего класса. Эта экономика закончилась. В 80-е годы, с включением модели рейганомики, кредиты стали реструктурировать не только промышленности, но и домохозяйствам. Всё, средний класс начал расти как на дрожжах. Но эта модель конечна, она возможна только при постоянном наращивании цепочки разделения труда. Последним звеном был соцлагерь, который в 90-е годы включился в международное разделение труда, переварился, больше пространства нету. Уперлись в космос.
— Давайте от теории опять возвращаться в практику туриндустрии…
— Вот эта история, когда: не успели снять дачу — давайте-ка смотаемся в Амстердам, тут «Победа» билеты выкатила по 2 рубля — уже не проходит. Потому что билетов по 2 рубля не будет. Соответственно один процент масс-туриста перекочует в luxury-сегмент. Остальная часть перекочует вниз. К сожалению, большая часть среднего класса — она в непроизводственном секторе. Это дизайнеры, креаторы. Они вообще не востребованы будут в течение нескольких лет. Просто та финансовая модель, при которой эта часть была востребована, она сейчас закрыта. Она не будет восстановлена, модель закончена. Что будет делать это население — непонятно. А это основная питательная среда для массового туризма. Ровно год назад, открываешь ленту Фейсбука, она пестрит: «Как здорово, я в Будапеште, а я в Таиланде, а я завтра лечу, где встретимся?» Этого больше не будет! Сервис такой закрывается, доходы у таких людей закрываются. Поэтому все и вернется, к сожалению, к уровню 20-х годов. Хотите понять, как будет выглядеть туризм — смотрите сериалы с Эркюлем Пуаро, типа «Смерть на Ниле».
РОССИЯ ВМЕСТО ЕВРОПЫ
— Оставим бедствующему среднему классу самому решать, верить в этот прогноз или нет. Поговорим про турфирмы как бизнес. Понятно, что у вас как агентства, которое в первую очередь работало на зарубежные направления, весь бизнес нарушился. И что делаете?
— Мы делаем вот что. С одной стороны, у нас давнишний подход, что любое место на земном шаре достойно туриста. Вопрос как организовать. В России впечатляющих мест тоже много, и уровень сервиса хороший есть. Его меньше, но он есть. Мы сейчас со своими клиентами ведем такую работу: да, у нас не получается в этом году съездить с вами в Испанию, тур оплачен, он просто переносится на следующий год. Законодатели этому помогли. Если обязательно хочется сейчас, мы очень плотно консультируем. И — Россия вместо Европы.
— Что именно?
— Алтайский край, Северный Кавказ со стороны Минеральных Вод. Карачаево-Черкесия, Адыгея, Чечня оказалась интересной с точки зрения природы. Крым, Черноморское побережье Кавказа. Ленинградская область — круизы на Соловецкие острова и на Валаам, речные круизы по Волге. Но все пока упирается в чересполосицу карантинных мер: тут сажают на 14 дней в карантин, тут не сажают, тут маски надевают, тут — снимают… Ждем, когда более-менее процесс установится. Как только мы поймем, что более-менее все устаканилось, начнем со своими клиентами разговаривать. Но концепция отдыха в России совершенно другая: познавательность, природные красоты, вот такого рода. Но не все люди согласятся бродить с рюкзаком по крымским горам вместо полностью их устраивавшего пляжного отдыха.
— Надеялся услышать, что будет всплеск местных экзотических вещей типа Подкаменная Тунгуска, плато Путорана…
— До плато Путорана нужно долететь. Пока не на чем. И потом, туда всегда шел очень узкий контингент — это люди, знающие, зачем им это нужно, и имеющие достаточно неплохие деньги. И они часто обходятся без помощи туроператоров. Они звонят тамошним друзьям: «Петрович, я прилечу через неделю?» — «Не вопрос, баня наготове, Казанка готова, удочки только привози».
— Но это не массовые желающие, таких людей мало.
— А массовку тамошним возможностям и не потянуть. Поймите: не может быть всплеска продаж (не спроса!), когда объем сервиса не увеличивается. А там очень мало всего. Катер, который используется на маршруте «Водопады плато Путорана», на нем 12 койко-мест. А добраться до точки старта можно только через Светлогорск, до которого раньше летал один рейс в неделю, это был Utair, и пока не объявили о возобновлении. Остальные заезды на плато со стороны Норильска — та же самая история: малая емкость инфраструктуры.
— Тем не менее в сети стали мелькать предложения московских компаний, предлагают заезд через Норильск, 4 полных дня — 119 тысяч на человека без авиабилетов…
— Таких предложений достаточно много, это непонятно где находящиеся компании, их еще называют «тырнет-компании», и продают они все тот же минимальный объем инфраструктуры. Сотен и тем более тысяч туристов она никак не переварит. Ну и они с севера, а самые красивые программы, с водопадами, они идут с юга.
Есть два государства: государство-Москва и государство-Россия. И привычки Москвы сильно отличаются.
ХАКАСИЯ
— Убедили. Давайте про Хакасию. Anex Tour c 19 июля впервые в истории российской туриндустрии запускает чартеры и начинает продавать Хакасию как направление. Перспективно?
— А хватит ли возможностей Хакасии? Я понимаю Anex Tour, у них простаивает аффилированная авиакомпания AZUR. Хорошая компания, но простаивает, а тут появляется загрузка. И вот 386 мест в неделю приезжает в Абакан. Плюс еще туда ездят красноярцы, которых никто не считает, которые садятся на машину и едут на Беле. Плюс отсутствие понятного для среднего экскурсанта комфорта. Средний экскурсант — это ведь не экстремал, это человек в городских кроссовках, с чемоданом на колесиках, а не с рюкзаком, плюс фотокамера висит на груди. Представьте его на тропе предков в районе Белого Июса. Плюс я немного знаю менталитет жителей Москвы. Они еще три года будут в уверенности, что съездить на выходные в Будапешт дешевле, проще и лучше, чем лететь в какую-то непонятную Хакасию.
— Так Будапешта сейчас нет. На то и расчет.
— Они еще пару лет будут его ждать. Первый рейс, может, и будет заполнен. И всё. Потому что инфраструктурный уровень. Есть два государства: государство-Москва и государство-Россия. И привычки Москвы сильно отличаются. У них запрос выше. Как нет туалета? Он есть, но вон там? Безобразие. Плюс 69 тысяч на двоих — это две недели в Турции, это понимание отпечаталось. Есть места пригодные для массового туризма, а есть непригодные. Красноярский край, Хакасия для массового туризма не пригодны.
— Инфраструктура?
— Не только. Природа может даже и не выдержала бы хорошей и массовой инфраструктуры: климат не тот, период восстановления не тот. В тундре след вездехода не зарастает 30, кажется, лет. А в тропиках все зарастает моментально.
— Что вы думаете о перспективах местных туркомпаний? Выживут единицы?
— Уйдет очень много компаний, которые как агенты продают путевки крупных операторов. Прежнего объема не будет. Сейчас модель по такой аналогии: построили 8 гигантских «Лент», в каждой 15 кассовых стоек. Работает по 3. Остальные 12 просто уберут. По той же логике число компаний, заточенных на посредничество при продаже стороннего готового турпродукта, сократится очень сильно. Компаний, подобных нашей, которые сами составляют туры под запрос каждого конкретного клиента, их и так не много, я очень рассчитываю, что их количество не в такой мере будет сокращаться. А компании, которые занимаются организацией туров по краю, они в первое время получают преимущество. А дальше — не знаю: есть большой интерес со стороны федеральных игроков, которые захотят возместить здесь потерю доходов от закрытого зарубежья. Но как только границы откроют, интерес пропадет, забудут про ту же Хакасию. Этот самолет в воздухе развернется на Турцию.
Фотографии: Дмитрий Буевич