Судя по фотографиям из соцсетей, вы совершили небольшое путешествие по нашему краю и Хакасии. Что впечатлило, а что, напротив, не понравилось?
— Дороги! Хотя здесь вот ещё ничего, вот когда я ехал из Алтайского края в Кузбасс, вот там кошмар, дренаж такой, такая антицеллюлитная программа. Здесь ещё более или менее, хотя везде — 10 км нормальная дорога, а дальше бхш-фрр-ммлькравррр [непередаваемая игра звуков]. Ааааа…. Это везде так. Хотя у меня сейчас большой тур по Германии, и сравнивать автобаны те и… Зато у нас природа красивая. Это потрясение, и край чудесный, такие берёзки, в одном корневище, аж по три, прямо кустом растут. Я такое впечатление получил от поездки. Вчера мне удалось посмотреть Саяно-Шушенскую ГЭС — это рукотворное создание человека. Это как раз сочетание стихии и природы. Я очень люблю фотографировать (смотрите инстаграм @maximaverin ), и такую фотографию сделал, когда солнце, ещё не растаявший Енисей, и в каких-то местах он проснулся. Я ощутил энергию Сибири, я вообще в этом смысле человек от природы, я ее очень люблю. Но я не смог бы находиться в этой тишине звенящей, потому что я всё-таки человек городской, но могу зарядиться этой энергией и использовать её в работе.
Кстати, о работе, вы же приехали с моноспектаклем «Всё начинается с любви». Один актёр на сцене — это сложная работа?
— Если работа несложная, значит, она ненужная. В Красноярске сейчас увидел огромное количество афиш, всё переполнено. Сколько спектаклей приезжает! И если это просто, то чем ты будешь публику цеплять. Неправильно говорят: публика — дура, публика далеко не дура…
А кризис отразился на количестве этой самой публике в залах?
— У меня всё нормально, залы полные. И если ты талант, то на тебя в любой кризис придут. Вот на днях был концерт Земфиры в Олимпийском — 35 тысяч людей, дополнительный концерт, оба аншлага. Если люди видят талант, то они стремятся к нему. Потому что Земфира — это явление, выставка Серова — это тоже явление. А кризис, он сейчас ударяет по съемкам, я вижу это по проектам, которые каналы откладывают.
И вот ты стоишь на сцене, пережевывая пот и слёзы,
потому что я думаю: «Что я здесь делаю?! Какая травка?
Что я играю? Гуся?!»
Максим Аверин
Судя по эмоциям от СШГЭС, вы — человек впечатлительный, а легко ли у вас вызвать эти эмоции?
— Я вообще человек впечатляющийся, я это очень люблю в себе. Я люблю наслаждаться красотой, талантом. Меня это вдохновляет очень. Это ведь какая-то секунда, когда ты не вчерашним числом понимаешь — как я был счастлив. А сейчас, в данную секунду, понимаешь — в этот миг, в эти координаты, этого места ты понимаешь — ах! Боже мой, как я счастлив!… Я за день нахожу огромнее количество эмоций. Вот сесть в самолёт даже, вот он взлетает. Мне 40 лет, а я до сих пор не понимаю, как эта [тут маленько нецензурное слово, рифмующееся со словом фигня] взлетает. Но я наслаждаюсь в этот момент, что она поднялась, и вот, уже небеса. Наслаждаюсь, когда пилот в тумане абсолютно сажает самолёт. В этот момент, думаю, как это так вообще, как у него это получается? А кто-то у меня спрашивает — а как получается тысячный зал держать? Тут у каждого свои полёты.
Умение радоваться моменту, оно со временем приходит или вы всегда были таким?
— Конечно, со временем. Было время, когда были и депрессии и недовольство, а потом приходит понимание мира. Это же замечательно. Я раньше всех по себе судил, а максимализм мне очень мешал. А сейчас я претензии только к себе могу предъявить. К людям — не могу. Если человек непрофессионал, если он халтурщик, ничего не произойдёт, пока ему в темечко бог не даст, он не поймёт и не очнётся. Сейчас чихну… Значит, правду говорю.
В жизни помогает план или случай?
— Что такое случай — когда в одном месте собираются таланты, одержимость людей и Бог. Мне везёт на случай, я вовремя начинаю понимать, что это и есть случай, у меня всё — случай в жизни. В один год перевернулась моя жизнь творческая, до этого я думал — что-то не то, что-то не получается у меня. Я сейчас вспоминаю, прокручиваю это всё. Хорошо, что есть чувство юмора, что можно над этим посмеяться. Но когда вспоминаешь, что ты играл в спектаклях?.. В программке спектакля «Шантеклер» было написано: «Гусь, кот, кролик, иностранный петух, травка — Максим Аверин». И вот ты стоишь на сцене, пережевывая пот и слёзы, потому что я думаю: «Что я здесь делаю?! Какая травка? Что я играю? Гуся?! А внутри — неееет ты должен это пройти». Меня это и сделало в результате. Труд, только труд и ничего больше, я не сидел и не ждал. Популярность — это огромная работа, к ней нельзя относиться, как к чему-то стабильному. Это не ГЭС Саяно-Шушенская. Это может закончиться. К этому надо спокойно относиться, но надо работать. Я ни разу не сидел на диване спокойно. У меня не было такого — ой, я теперь вообще звезда!