Нельзя просто закрыться и говорить: «Ну ладно, нет — так нет»
В Красноярске два магазина COMMODE — в ТЦ «Ньютон» и в ТРЦ «Планета». Мы были закрыты с 27 марта, сейчас работаем с рядом ограничений.
Ещё до пандемии мы начали шить маски на своем производстве в рамках акции «Черное небо» и дарить покупателям. Клиенты очень просили выпустить их в продажу. Мы до последнего не соглашались, не хотелось на этом зарабатывать. Люди стали заказывать маски оптом, мы даже не успевали. Компании заказывали маски на благотворительность — мы делали по суперсниженным ценам и старались брать все заказы, чтобы обеспечить команду заработком.
В начале пандемии работали на доставке. Когда магазинам разрешили открыться, мы обеспечили магазины всем необходимым: рециркулятор воздуха, маски, антисептики, журналы и электронный градусник. В ТРЦ «Планета» мы работаем как пункт выдачи заказов, что позволяет сбалансировать потоки людей и сохранять дистанцию, а в ТЦ «Ньютон» — только по записи.
Иногда тяжело дисциплинировать людей: в «Планете» бывает скопление людей в очереди. Мы часто напоминаем надевать маски и соблюдать дистанцию. Для людей как будто бы закончились ограничения.
За время, пока были закрыты магазины, мы вышли на Wildberries. Давно хотели это сделать, но пандемия подтолкнула к этому. Теперь люди из других регионов могут покупать вещи онлайн не только в нашем интернет-магазине, но и на Wildberries. Там хорошая проходимость.
Есть дополнительные сложности работы в ТРЦ. В «Планете» наши покупатели не могут примерять вещи. Это разрешено только в магазинах с отдельным входом, которого у нас нет, к сожалению.
В COMMODE неплохой спрос, но мы не можем зарабатывать столько, сколько раньше. Расходы не стали меньше — мы продолжаем платить аренду, государство нас не поддерживает в этом плане.
Почему-то производство одежды признали непострадавшей сферой от пандемии. Непонятно: производить одежду можно, но как её продавать, если продажа непродовольственных товаров долгое время была запрещена? Помощи от государства нет не только в плане субсидирования, но и в законодательном вопросе.
Пандемия научила всех, что бизнес должен быть максимально гибким. Нельзя просто закрыться и сказать: «Ну ладно, нет — так нет». Всегда надо искать новые пути решения. Бизнесы, которые что-то делали в пандемию, выжили. Кто ленился думать — закрылись.
Классно, что люди интересуются и приходят. Сейчас ни у кого нет лишних денег, но люди хотят покупать. Во время карантина у нас действуют скидки 20% на все новинки. Есть и другие скидки, но в этом сезоне они минимальные. Несмотря на это, люди всё равно поддерживают нас и покупают.