Дом кино рассказал историю обнаженной революционерки

Вы знали, что вместо девушки на фасаде мог оказаться мужчина?

Дому кино осенью 2020 года исполнилось 110 лет

В честь юбилея сайт «Город Прима» публикует краткую историю самого выдающегося, благодаря формам девушки на горельефе, здания на проспекте Мира. Спасибо команде Дома кино за факты, собранные по книгам, исследованиям, письмам и документам.

Если вы гость города или красноярец, который захотел похвастаться достопримечательностью, скачайте электронные открытки. Отправьте их друзьям в другие города, пусть удивятся.

1911

Открытие Кинотеатра «ПАТЕГРАФ» состоялось 19 сентября 1910 года.

Как кино появилось в Красноярске

История кино в Красноярске укладывается в один квартал. Самые важные дома и события сконцентрированы между современными Перенсона и Кирова.

Кино появилось в Красноярске в 1908 году. В город с двухнедельными гастролями для демонстрации новейшего кинематографа прибыл разъездной демонстратор Василий Александрович Поляков. Зрители валили толпами, и Поляков решил основать в Красноярске постоянный кинозал. Первый свой сезон он открыл в городском саду. С разрешения властей построил небольшое деревянное здание и назвал его «Кинемо». В постройке не было отопления, и даже осенью там замерзали зрители. Яковлева, купеческая вдова, предложила Полякову помочь с арендой помещения в здании Купеческого собрания. И на зиму кинотеатр перебрался в здание на Воскресенской улице. Сейчас это административное здание и камерная сцена театра Пушкина. Там впервые и появилось название «Патеграф».

Почему «Патеграф»?

В честь братьев Пате. Они прославились на весь мир патефонами и фонографами. Но в те времена больше всего внимания они уделяли кинематографу.

Красноярцы обожали кино. И в итоге всего за одну зиму толпы публики убили здание Купеческого собрания до такого состояния, что правление прогнало кинематографистов и начало ремонт.

Тогда начался поиск постоянного здания под кинотеатр. Самое важное условие — электричество. Редкость для Красноярска того времени. А в доме купца Гадалова была собственная электростанция, поэтому Гадалов и Поляков подписали договор, и в каменной пристройке на Воскресенской 19 сентября 1910 года открылся новый электротеатр «Патеграф».

Пройдите тест, чтобы проверить, что вы знаете о кино в Красноярске

1898

«Патеграф» был открыт двенадцать лет спустя после того, как была сделана эта фотография, между домами самого П. И. Гадалова, купца М. И. Семёнова и мещанина И. Л. Романова.

1910

Парад пожарных 9 мая 1910 года на Воскресенской улице, до открытия кинотеатра «ПАТЕГРАФ» остаётся несколько месяцев.

1917

После революции 1917 года «ПАТЕГРАФ» получил новое название «АРС». 17 декабря 1932 года в кинотеатре состоялся первый показ звукового кино.

1932

В 1932 году «АРС» был переименован в «РОТ-ФРОНТ» и с этого времени стал государственной собственностью. Фотография 1937-1940-х годов.

Конец 1950

Кинотеатр «ОКТЯБРЬ» носил революционное название до 1995 года, пока не был переименован в «ДОМ КИНО».

1954

До появления на фасаде знаменитого горельефа «ОКТЯБРЬ» ещё больше двадцати лет.

Что такое горельеф?

Горельеф — это разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей.

В 70-е кинотеатр снова на реконструкции: изменился зрительный зал, а на фасаде появился горельеф, изображающий революционерку с серпом и молотом.

1977

Зал кинотеатра «ОКТЯБРЬ» после реконструкции 1977-го года. В большом зале был убран балкон, придававший заведению театральный вид, и появились уходящие вверх ряды кресел.

1978

Единственный кинотеатр города Красноярска, где с 1985-го года зрители могли увидеть стереофильмы.

«Свобода» на «Октябре»

Авторы проекта — скульпторы Юрий Ишханов и его ученик, скульптор Александр Давыдов. Руководил проектом архитектор Эдуард Панов. Работы Ишханова есть по всему городу. Попробуйте найти общее в стиле горельефа и памятника Антону Чехову.

Как только девушку с баррикад не называют красноярцы и гости города, отмечая формы и степень обнаженности. Илья Варламов восхищается ею как «Свободой». Но правильное название горельефа все-таки — «Октябрь».

«Свободу» вспоминают, скорее всего, потому, что вдохновлялись скульпторы картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» и скульптурной группой Франсуа Рюда «Отправление в поход», установленной на Триумфальной арке площади Этуаль в Париже.

«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа

Илья Куклинский
краевед, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу
Красноярского краевого краеведческого музея

Я ДУМАЮ, ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (1977 ГОД) ЭТО БЫЛО ДОВОЛЬНО СМЕЛОЕ РЕШЕНИЕ, ПОМЕСТИТЬ НА ФАСАДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ ПОЛУОБНАЖЕННУЮ ЖЕНЩИНУ. ХОТЯ И САМО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ НАМЕРЕННО ВЫПОЛНЕНО СКУЛЬПТОРОМ ОЧЕНЬ УСЛОВНЫМ, И ДАЖЕ ГРУБЫМ. У НЕЕ НЕЕСТЕСТВЕННАЯ ПОЗА, ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЦА, РАЗМЕРЫ РУК И НОГ. ПО СУТИ, СКУЛЬПТОР ВЫПОЛНИЛ АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ. ИМЕННО ПОЭТОМУ ОН ИЗОБРАЗИЛ ЖЕНСКУЮ ФИГУРУ МАКСИМАЛЬНО ОБОБЩЕННО.

ОДНАКО ИНТЕРЕСНО, КАК СКУЛЬПТУРНЫЙ ГОРЕЛЬЕФ ИШХАНОВА ВБИРАЕТ В СЕБЯ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ МИРОВОГО ИСКУССТВА. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЭТО ЗНАМЕНИТАЯ РАБОТА ЭЖЕНА ДЕЛАКРУА «СВОБОДА НА БАРРИКАДАХ» (1830). В ЦЕНТРЕ КАРТИНЫ ПРЕДСТАВЛЕНА ПОЛУОБНАЖЕННАЯ ЖЕНЩИНА, ВЕДУЩАЯ ЗА СОБОЙ НАРОД. В ПРАВОЙ РУКЕ ОНА ДЕРЖИТ ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛАГ, А В ЛЕВОЙ — ВИНТОВКУ. ВО ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО ГОРЕЛЬЕФ СКУЛЬПТОРА ФРАНСУА РЮДА «ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОЛОНТЁРОВ» (ИЛИ «МАРСЕЛЬЕЗА») (1836) С ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ В ПАРИЖЕ. В ЦЕНТРЕ КОМПОЗИЦИИ РЮДА ФИГУРА ОКРЫЛЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, УВЛЕКАЮЩЕЙ ЗА СОБОЙ НАРОД. ЕЕ ПОЗА И ПОЛОЖЕНИЕ НОГ ПОЛНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В СКУЛЬПТУРЕ ИШХАНОВА. И НАКОНЕЦ, СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ЧТО ИШХАНОВ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ОБЪЕДИНИЛ В ОБРАЗЕ СВОЕЙ ЖЕНЩИНЫ-РЕВОЛЮЦИИ ФИГУРЫ РАБОЧЕГО И КОЛХОЗНИЦЫ С ИЗВЕСТНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ВЕРЫ ИГНАТЬЕВНЫ МУХИНОЙ «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА» (1936). ИШХАНОВСКАЯ ЖЕНЩИНА ДЕРЖИТ В ПРАВОЙ РУКЕ МОЛОТ, А В ЛЕВОЙ — СЕРП.

В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ЗДАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА АКТИВНО УКРАШАЛИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ, БУДЬ ТО МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА ИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА, ФРЕСКА, СГРАФФИТО). К СОЖАЛЕНИЮ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МНОГИЕ ОБРАЗЦЫ СОВЕТСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА УТРАЧЕНЫ И НЕ НАХОДЯТСЯ ПОД ОХРАНОЙ. А НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА СОЗДАЁТСЯ СОВСЕМ МАЛО.

Изучаем детали

Горельеф «Октябрь» изображает революционерку с серпом и молотом в руках, ногой сокрушающую геральдического орла, который символизирует монархическую власть. За её спиной, в верхней части композиции — поднятые оружейные дула и языки пламени, представленные на фоне как бы восходящей надписи «пролетарская революция».

Мало кто знает, что сначала планировалось создать горельеф с «Броненосцем Потёмкиным». Корабль должен был как бы выплывать из здания. Представляете, как масштабно? Были мысли изобразить рабочего, крестьянина и солдата в объемной рамке киноэкрана. Но авторы отказались от этой идеи.

Спасибо

Видео: Joseph RedfieldPexels
Архивные фотографии: Красноярский краевой краеведческий музей
Факты: команда Дома кино

Поделиться
Поделиться
Поделиться