«Город Прима» попросил священника Алексея Язева (@padre_iz_tyndri) составить список интересных храмов в Красноярске и районах края. Получился путеводитель не только для верующих, но и для любителей архитектуры, автопутешествий и уникальных фотографий. Уточняющие вопросы, пояснения во время беседы — от автора текста, Юлии Бочаровой.
Алексей Язев
священник
— Прежде всего нужно понимать, что не могу не говорить о Барабаново, Емельяново, об Архиерейском доме не могу не говорить — 5 лет жизни на это оставлено. Будем говорить и о нереставрированных.
ЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
— Для меня в топе — Горького, 2. Нынешний гарнизонный госпиталь, семинария на самом деле. Огромное здание, я в нём был, там 2000 квадратных метров. Удивительное место. Удивительная точка на карте Красноярска. Даже рядом когда стоишь, понимаешь красоту фасадов. Мне удалось побывать внутри лет пять назад. Да я был и в подсобных помещениях, и в цокольном помещении.
Дело в том, что это здание сохранило планировку начала 20-го века. Вот та больница, которая там существует сейчас, она как бы законсервировала все: там подлинные потолки с лепниной, там подлинные двери. В чудовищном состоянии, но подлинные. Там храм Михаила Архангела. В нем сейчас местный клуб располагается. Там удивительная дворовая планировка, там сохранился третий последний деревянный архиерейский дом в Красноярске. Первый — это на Горького, там рядом каменный, второй — это в Успенском монастыре, и третий — на территории гарнизонного госпиталя. Ну туда попасть сейчас невозможно, потому что там уже 50 лет находится инфекционное отделение. Туда никого не пускают.
Часто вижу у горожан в сети фотографии этого здания, потому что оно привлекает своей брутальностью, нереставрированностью. Ну и честно скажу, это некий клондайк для любителей истории, потому что, вновь повторю, там мебель стоит начала двадцатого века в некоторых помещениях. Я очень надеюсь, что именно этот объект будет решен с точки зрения архитектуры, реставрации и сохранения наследия очень правильно — не просто побелено-покрашено, а сохранен дух времени, это очень важно.
НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ НА ВЕЙНБАУМА
— Второе по значимости для меня, многие проходят мимо и даже не понимают, что это, — это Никольский храм на Вейнбаума. Сейчас там происходит тотальная реставрация всего квартала. Храм очень интересный, начала ХХ века, я видел проект реставрации. Должно получиться очень интересно — он красного кирпича. Он очень сильно перестроен: разделен на два этажа, — в советское время там располагался пищеблок, но для меня это интересно.
ПОКРОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
— Наш Покровский собор, мимо которого проходят тысячи красноярцев каждый день, а в Калининграде, где проходил фестиваль Архитектурное наследие, его считают шедевром сибирского зодчества.
БОЛЬШОЙ КЕМЧУГ
— Большой Кемчуг — это в сторону Ачинска, перед Козулькой справа — удивительнейший храм середины ХIХ века, находящийся в чудовищном состоянии. Не первый год мы пытаемся там что-то сделать. Но огромное количество проблем: юридического характера, земельного. Но самое главное, что у нас получилось в Кемчуге, — это взаимодействие с местными жителями. Они сами вышли на меня 6-7 лет назад. И мы смогли ликвидировать мусорку на территории храма, расчистить, поставить забор. Написана фреска в апсиде. И храм начал жить! Совершаются богослужения. Там огромные проблемы с гидрологией, но я думаю, что когда-нибудь они решатся.
ДЕРЕВНЯ КОЗЛОВКА
— В нынешней деревне Козловке — это под Ачинском, 170 км от Красноярска. До революции эта деревня называлась Великокняжеская. Там сохранился очень интересный храм авторства, скорее всего, нашего знаменитого архитектора Соколовского.
Храм из небытия всплыл совсем недавно, 5-6 лет назад. Там остались только стены и конструкции перекрытия. Храм был очень красивый до революции. Так же пытаемся там что-то сделать. Уже не первый год проводим пожарные откосы. Но здание без хозяина, это уже выявленный объект, какие-то масштабные реставрационные работы провести там пока не можем. Здание интересно своей аутентичностью, и оно очень красиво вписано в пейзаж. За ним начинается сосновый бор, очень такой брутальный. И самое интересное: этот объект единственный в крае, который сохранился не как один объект, а как комплекс. Слева от него находится хороший крепкий пятистенок — дом начала ХХ века. Сейчас там располагается фельдшерско-акушерский пункт, а до революции это был дом священника. И вот мы сможем увидеть, как же жил-то сельский батька.
ДЕРЕВНЯ КРАСНЫЙ ЗАВОД НА ЧУЛЫМЕ
Это 200 километров, чуть за Ачинском в сторону Новосибирска. Во-первых, сама деревня очень красивая, там фантастический подвесной мост через Чулым. «Мост для поцелуев» — я его назвал. Даже когда я его нашел, я через неделю повез туда свою супругу, чтобы запилить сториз.
— Целоваться?! (вопрос от автора материала Юлии Бочаровой)
— Конечно! Она у меня очень красивая!
— А если проехать понтоны, там у подошвы тамошней горы стоит еще один очень интересный храм. Внешне он на храм не похож. Я слышал о нем достаточно давно. Но все фотографии, которые я видел, не предполагали, что это храм. Потому что, ну… некое строение, видно что начала ХХ века. И вот только в прошлом году я впервые побывал там.
Удивительная штука! Есть великая вероятность того, что это так называемый храм-школа. Дело в том, что в начале ХХ века начальное образование было в ведении церкви. Церковно-приходская школа. И тогда строились типовые школы с маленькими домовыми храмами. Храмик и 4-5 аудиторий. Очень красивый проект. Обилие деревянной резьбы, все очень здраво и здорово. Такая школа-храм была в Шуваево. Сгорела в 40-е годы. И еще в других поселках были такие вещи. И единственный сохранившийся храм — он в Красном Заводе.
К сожалению, состояние его чудовищное. Там до недавнего времени была почта. До сих пор он принадлежит Почте России. Мы пытаемся с ними судиться. Потому что это уже памятник. Есть собственник, который не следит совершенно. Вновь повторю, мы можем сохранить, мы можем показать всем, какое было начальное образование в Сибири больше ста лет назад. Заходишь, там печь-голландка сохранилась, представляете? Удивительная вещь! Нигде больше я их не видел. Там сохранилась планировка полностью: где сидели ребятишки, вот эти Марфушки и Ивашки, где священник читал лекции. Вообще до революции священник, я о сельском священнике говорю, он был однозначно самым образованным человеком на селе. Почему? Еще в середине ХIХ века в учебном плане семинарии была астрономия, ветеринария, медицина. Священника готовили ко всему. Он мог преподавать географию, латинский язык. Это мы, сегодняшние люди, считаем, что: «Вау, я знаю английский, и круто». Нет. Древнееврейский, греческий, латынь в обязательном порядке была в семинариях.
ДЕРЕВНЯ ГЛЯДИНО
— Там тоже очень интересная ситуация. Деревня недалекая. Но еще пять лет назад о том, что там сохранился храм, никто не знал из архитекторов. Когда меня перевели в Емельяново, местные говорят: где-то в Глядино, якобы, сохранился храм. Но не мог выяснить, где. Где-то что-то… Глядино, вроде, не далеко.
Мы поехали с нашим другом, архитектором, коллегой по сумасшествию и совершенно случайно нашли. Оказывается, нынешний клуб глядинский находится как раз в здании храма Петра и Павла. Деревянном здании. Причем, построенном в середине ХIХ века. Он зашит сайдингом по большей части. Но. То, что нам удалось увидеть, говорит о том, что этот объект совершенно нетипичен для Сибири. Он очень интересен: там огромные бревна, он очень строгий, аскетичный, сбитый. Купол храма и колокольня, по словам местных жителей, были снесены только в 60-70е годы, то есть совсем недавно. Где-то в деревне есть фотографии этого храма. К сожалению, мы не смогли их обнаружить.
До революции за храмом было кладбище. Когда мы туда приехали, за храмом, а прежде всего это здание является храмом, там находилась большая пристройка, и там жили асоциальные личности. Выяснили, что это постройка 1957 года, кинозал деревенский. Могилы снесли, поставили кино. И начали танцы крутить. Нам удалось повзаимодействовать с местной властью, вот эта аварийная будка была убрана. Власти хотели сделать спортивную площадку. Но логика взяла верх. Я орал на каждом углу, что физзарядка на костях бабушек и дедушек — не совсем то, что нужно подрастающему поколению. Сейчас нам удалось там поставить крест в память обо всех перед храмом, чтобы люди понимали, что это не клуб, прежде всего, а сакральное учреждение.
Уточнение от автора материала Юлии Бочаровой:
Все эти перечисленные объекты… Нигде там не ведется служба, они не реставрированы и вообще там не церковь сейчас.
— Не согласен. Понимаете, в чем дело. Храм порушенный — все храм. Даже если нет свечной лавки, даже если нет охраны — это не руины. В чине освящения храма, а все храмы освящены, существует молитва: священник, освящающий епископ призывает поставить здесь, на месте храма, ангела-хранителя. Который будет фиксировать все происходящее на этом месте: любую молитву, любую пакость. Поэтому говорить о том, что эта церковь действующая, а эта — нет…
За помощь в подготовке материала благодарим Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Изучайте историю, подпишитесь на аккаунты: