Мария Терешкова
детский психолог
— Рассказать ребёнку о том, что мы имеем в виду, когда говорим «чрезвычайная ситуация». Это ситуация из разряда «опасно», «действуем быстро».
— Рассказать об алгоритме действий в таких ситуациях. Предупредить ребёнка о том, что возможны неприятные звуковые сигналы, дети обычно их очень боятся, но они нужны, они помогают всех информировать.
— В такие моменты все уходят из здания, в этот момент важны только люди, а не вещи. Нужно бросить всё и не брать того, что сможет тебя затормозить. Твоя задача — выйти из здания.
— Держись рядом со взрослыми. Не теряй из виду учителя и строго следуй его указаниям. Не говори, а лучше слушай, шум будет тебя отвлекать. Возьми за руку взрослого или одноклассника и двигайся за учителем.
— Не обесценивать ситуацию словами «это ерунда и т.д.». В жизни бывают разные случаи, и задача родителя — сделать так, чтобы ребёнок был к ним максимально готов.
Анастасия Петрусёва
психолог
Как только случилась первая эвакуации школ, мы начали обсуждать с детьми, что происходит. Здесь родителям очень важно не умалчивать, не нагнетать страх, не ругать этих «дураков, которые балуются с ложным минированием», а четко описать ситуацию. У меня лучше всего вышло на примере пожара. Даже маленькие дети смогут понять, что есть такие службы, как МЧС, пожарные, что они нас спасают во время пожаров или ЧС. И чтобы им делать это быстро и четко, они должны этому учиться! И мы тоже этому учимся, например, тому, как быстро покидать помещение. Это учение, тренировка. Это помогает снять лишнюю тревогу у детей. А после случившегося позвольте ребёнку рассказать всю историю, чтобы он не оставался с этой тревогой и испугом один.
Инна Драчёва
клинический психолог, детский, семейный психолог, психотерапевт
— Тема ужасная, отвратительная. Но мы должны научить детей реагировать на это спокойно. Исключите дома обсуждения этих ложных минирований. Детям это нужно преподнести, как одну из версий: либо это учения, либо шалости психически нездоровых людей, либо людей, которые заигрались .
Ребенку нужно объяснить, что такие вещи обязательно вскрываются, найти примеры, когда злоумышленников вычислили, и было наказание. Со школьниками обязательно говорить об ответственности. Но отличаем такой разговор от запугивания. Вот если ты так, то будет вот это — это запугивание. Предупреждение — это разговор о фактах: есть такая ситуация — есть такая мера ответственности. Следим за интонацией. Не касаемся личности: «вот если ты так сделаешь, то я тебе…» Говорим о своих чувствах обязательно. Говорим, что представляем себе чувства родителей, если вдруг такое преступление совершил какой-то ребенок.
— Не говорить о несовершенстве системы безопасности, о том, что такое специально делают, чтобы кого-то уволить, что это политические игры. Не надо этого при детях, иначе они будут думать, что вы ему врёте. С одной стороны говорите о безопасности, а потом обсуждаете на кухне домыслы. Сдержитесь.
— Ребенку надо постараться объяснять порядок действия в критической ситуации. Если речь идет о старших дошкольниках или школьниках, разберите, как себя вести.
— Не плачь, не переживай, не бойся — эти фразы под запретом.
— Ребенку нужно объяснить, что мы живем в мире, где много непредсказуемых ситуаций. И от того, как ты среагируешь, будет зависеть то, как у тебя получится выйти из ситуации.
Маленьким детям тем более не говорить про минирования. Мы говорим: если вас еще раз поведут на прогулку, то нужно вовремя собраться, нужно смотреть, какие ты вещи одеваешь. И проговорить, что будет дальше. Говорим: если случится такая же ситуация, обязательно я узнаю об этом. Тебя заберет мама, папа или бабушка. Это значит, что если вам говорят: «Ребятишки, собираемся», — а ты только погулял или собирался спать, значит, скоро тебя заберём мы домой. Так оно и будет.
— Не пытайтесь тревожного ребенка накручивать, особенно если он спокоен. Если ребенок тревожный, то говорим ему спокойно по факту ответы на его вопросы. Меньше тревожных слов.