«Три сестры» театра «Красный факел»

Фестиваль современного искусства «Территория. Красноярск»

О драматургии А. П. Чехова сложно говорить как о шедеврах, принадлежащих только и исключительно русской культуре. Его главные пьесы — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» — играют во всем мире, на разных языках, в разных культурных и социальных контекстах. И сюжеты, и герои быстро стали частью театра Нового времени.

Сценическая история пьес Чехова связана не только с переводом на английский, немецкий, японский и другие языки. Европейские постановщики видели в его текстах близость к абсурдистской драматургии, в России же чаще искали точки соприкосновения разных жанров, переходы комедийного в трагическое.

В этом смысле постановку «Трех сестер» Тимофея Кулябина в новосибирском театре «Красный факел» можно назвать «классической»: режиссер не переписывает пьесу, не вводит новых персонажей. Даже перенос действия в современность весьма условен: по-прежнему сестры Прозоровы всеми силами пытаются обрести счастье — в переезде из провинциальной глуши, работе, служении науке и людям.

Но избранный режиссером прием — полный отказ от звучащего слова, перевод его на русский жестовый язык — заставляет зрителя по-новому взглянуть на известную историю. Парадоксальным образом невозможность слышать друг друга, приписываемая героям «Трех сестер», исчезает — в постановке ни одна реплика не может быть сказана в воздух. Новые условия существования сближают героев, одновременно отрезая их от внешнего мира.

Фестиваль современного искусства «Территория. Красноярск» — это совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс». В Красноярске проект проходит при поддержке Министерства культуры.